Тоталитарные секты и методы противостояния им
С 26 января по 1 февраля в Москве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при поддержке президента России В.В. Путина проводились XI Международные рождественские чтения – крупнейший просветительский и культурный форум нашей страны. Как и в прошлые годы, дискуссии охватили многие стороны общественной и культурной жизни. Шесть основных тематических направлений, более 50 секций и «круглых столов» по всей Москве, около тысячи докладов и выступлений, более 10 тысяч участников.
По традиции чтения открылись торжественным богослужением. Божественную литургию в Храме Христа Спасителя возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Пленарное заседание в Государственном Кремлевском дворце открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Работы продолжились в секциях.
Нас заинтересовала тема «Тоталитарные секты и методы противостояния им», как одна из самых актуальных.
Открыл секцию руководитель православного информационно-консультационного центра св. Иринея Лионского профессор А.Л. Дворкин. Он отметил, что сегодня особую опасность представляют неопятидесятнические секты, недооцененные по степени своей деструктивности и динамическому росту. Общее число их адептов составляет более 250 тысяч. На втором месте – «Свидетели Иеговы» (130 тыс.), на третьем – мормоны (более 15 тыс.). Возникают и новые секты. Тревожит рост «отечественных» сект. К примеру, наращивает численность и влияние движение славянских неоязычников.
Особое место в своем выступлении А.Л. Дворкин уделил созданию в городах и регионах православных центров по борьбе с сектантством, без которых невозможно интенсивно противостоять лжедуховности. Успешно действуют такие центры в Екатеринбурге и Новосибирске, а также в Ярославле и Твери.
Протоиерей Александр Новопашин из Новосибирска остановился на таких важных проблемах, как младостарчество, возникновение околоправославных сект. Они ведут дело к расколу, начиная работать внутри Церкви, на её окраинах. Уже многие люди пошли в общины лжестарцев, группы, занятые борьбой с ИНН, озабоченные канонизацией Распутина, Иоанна Грозного и т.д. Все эти небольшие, но очень громкие группировки, дискредитируют Православие.
Отец Александр перечислил отличительные признаки сект и посоветовал быть более внимательными в выборе прессы. Некоторые издания многие считают православными, а на самом деле они далеки от Церкви. В их числе «Русь православная», «Царский опричник», «Сербский крест»…
Живым, остроумным было сообщение иеромонаха Флавиана (Матвеева) из Екатеринбурга, в котором поделился практическими методами борьбы с сектами, в частности рассказал о пикетировании их религиозных мероприятий.
Сейчас ширится дискуссия вокруг наследия английского писателя Дж. Толкиена и движения его поклонников. Своими соображениями на эту тему поделился дьякон Андрей Кураев.
О новой секте в педагогике – системе нравственного воспитания Рувинского сообщил священник Лев Семенов из Твери.
Интересным был рассказ бывшего мормонского апологета Юрия Кондратьева о прозелитических приемах и стереотипах мормонов.
Своим богатым опытом по реабилитации жертв сект поделился сотрудник Новосибирского центра Олег Заев, который в свое время был одним из лидеров «Церкви Христа».
Сотрудник центра св. Иринея Лионского Марианна Дорошенко рассказала о попытках объединения неоязычников-нативистов («родноверов»).
Д.В. Жмуров из Свято-Тихоновского института посвятил свой доклад проблеме сатанизма, подчеркнув, что говорить об этом надо осторожно, взвешенно. Любая статья об этом зле с красочным описанием выдуманных и невыдуманных обрядов плодит новых дьяволят. Обсуждать эту тему в печати надо так, чтобы не способствовать популяризации этого явления.
Дьякон Михаил Плотников говорил о так называемых психокультах, т.е. сектообразных псевдопсихологических тренингах.
Нет возможности осветить все выступления. Но ясно одно: здесь собрались люди нетеплохладные, неравнодушные, искренне преданные Православию как единственной религии, которая ведет к истинному Богу, которая действительно знает путь спасения.
Надежда ХОДАКОВА.
«БЛАГОВЕСТНИК» №2-2003.
В ОЖИДАНИИ ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ
По просьбам читателей продолжаем разговор о сектах, которые действуют в Подмосковье и, в частности, в Коломне. Сегодня речь пойдёт об адвентистах.
Ключевой доктриной этой секты или, как они сами называют "церкви христиан адвентистов седьмого дня", является Второе пришествие Спасителя. Вначале основатель адвентизма Уильям Миллер предсказал этому дню конкретную дату - 1843 год. Когда этого не случилось, дату пришлось отложить до 21 марта 1844 года - дня весеннего равноденствия. Когда этого снова не произошло, наступил день Великого разочарования.
Однако на следующий день верный последователь Миллера Хайрам Эдсон, гуляя по полю, получил "откровение от Бога": пришествие Господне произошло, но это было небесное пришествие - Христос вошел в Святая Святых Небесного храма, куда ранее вход Ему был закрыт. Там он начал суд исследования, то есть рассматривает жизнь каждого христианина и судит, кто достоин воскресения, а кто нет. Этот суд займёт от 80 до 100 лет, после чего наступит Второе пришествие Спасителя.
Прошло уже 157 лет…
"…буква убивает, а Дух животворит"
К Священному Писанию адвентисты относятся как к путеводителю. Вот их характерное рассуждение: "Иногда я читаю рекламу путешествий по различным странам. В большинстве случаев описание красот преувеличено, а расходы больше, чем я могу себе позволить. Но когда я обращаюсь к слову Божьему, в частности к последним двум главам Библии, я вижу, что там не описано и половины того, что ожидает спасенных. Поэтому я хочу отправиться в это путешествие, и это не будет связано ни с какими расходами. Там найдётся место и для вас".
Если Книга Жизни - "путеводитель", то надо точно выполнять его указания. Поэтому строгое следование букве Священного Писания является предметом особой гордости адвентистов. Они прямо-таки не расстаются с Библией, постоянно носят её с собой, книги затёрты и испещрены многочисленными пометками и подчёркиваниями. В духовной беседе они "забросают" вас цитатами из Библии, на любой вопрос тут же начнут лихорадочно отыскивать на её страницах заранее помеченный ответ.
Всякий уважающий себя адвентист знает, что слово "геена" встречается в Новом Завете 12 раз, что апостол Павел в своих посланиях говорит о крещении 13 раз, а о Втором пришествии Христа 65 раз.
Однако, вместо скрупулезного подсчитывания, не мешало бы внять смыслу слов о Боге, сказанных апостолом Павлом во Втором Послании к Коринфянам: "Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а Дух животворит". Подчёркнутое следование букве Библии он там же называет "служением смертоносным буквам". И в Послании к Римлянам апостол Павел делает заключение совсем неутешительное для адвентистов, возлагающих такие серьёзные надежды на "любящего Друга и Спасителя": "Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его".