Паломнические поездки из Коломны

Псково-Печерский монастырь

Как много святых мест и святых угодников Божиих в России и по всему миру!  
2 октября. Израиль. 8дней/7ночей. 48 000 р.
В стоимость входят: авиабилет, 2-разовое питание, проживание в 2-3-местных номерах, страховка, автобус по Израилю, экскурсионное сопровождение. Другие даты поездок: 04.09.17 (из ШРМ, стоимость 53 тыс.); 09.10.17 (из ДМЕ); 16.10.17 (из ДМЕ); 13.11.17 (из ШРМ); 20.11.17 (из ДМЕ); 05.12.17 (из ШРМ). Группы сопровождает священник.
11 августа. Дивеево. Арзамас. 3 дня. Стоимость 3800 р. Размещение в 2-4-местных номерах.
Дивеево – четвертый удел Богородицы на земле. Здесь пребывают мощи преподобного Серафима Саровского и святых преподобных жен дивеевских. Арзамас – город-храм.  
25 августа Псков. Печоры. Крыпецкий монастырь. Изборск. Камно. Талабские острова. 3дня + дорога. 7600 р. + ж-д билет. Другие даты: 7.09 и 28.09.
о. Талабск (б. Залита). Посещение храма Николая Чудотворца, кельи и могилки батюшки Николая Гурьянова. Троицкий кафедральный собор в псковском кремле и храмы города. Посещение Крыпецкого монастыря. Посещение Псково-Печерского монастыря,  «Богом зданных» пещер и Святой горки (по благословению). Древний Изборск. Посещение погоста Камно: Георгиевский храм (XV в.), могилка «старца в миру» о. Валентина Мордасова.
26 августа Владимир. Боголюбово. Нерль. 1550 р.
Золотые ворота; Дмитриевский собор; Успенский собор (чудотворные иконы Владимирская, Боголюбская, Максимовская, мощи блгв. кн. Андрея Боголюбского, фрески преп. Андрея Рублева); Боголюбский монастырь (XII в.); Храм Покрова на Нерли.
25 августа. Валаам.  3 дня + дорога.
11000 р. + ж-д билет в Санкт-Петербург (в плацкарте 3500-4000 р.).  Размещение в 4-местных каютах корабля-гостиницы. При размещении на берегу в гостинице в 2-3-местных номерах стоимость 13000 р. Другие даты поездки: 27 августа, 21 сентября.
9 сентября. Оптина пустынь. Клыково. Шамордино. 2 дня. 3600 р.
Оптина пустынь – мужской монастырь, прославившийся своими монахами-старцами. Со всей России сюда шли люди за советом и помощью. Святой источник с купелью. Клыково – мужской монастырь, возрождается по молитвам старицы Сепфоры, которая помогала оптинским монахам, пока Оптина была в разрухе. Посещение кельи и могилки старицы. Святой источник с купелью. Шамордино – женский монастырь, основанный прп. Амвросием Оптинским. Святой источник с купелью.
15 сентября. Казань. Раифа. Свияжск. 2дня + дорога. 500 р. + ж-д билет.
Экскурсия по древнему городу с посещением православных храмов. Обед в кафе с мастер-классом по приготовлению национального блюда. Раифский монастырь – Чудотворная Грузинская икона Божией Матери. Свияжск – город-музей на острове. Православные храмы XVI века, музеи.
23 сентября.  Грузия. 8 дней/7 ночей. 45 000 р. Необходим заграничный паспорт, виза не нужна.
Иверия – второй удел Богородицы на земле. В поездке Вы посетите святые места, где хранятся Хитон Господень, Риза Богородицы, храмы и святыни VII-IX веков. Поездка совмещает паломничество и отдых на море. Следующая дата вылета 19.11.17. В стоимость входят авиаперелет, проживание в 3-4-местных номерах, питание 2-разовое (и национальные пикники-перекусы в красивых местах), автобус по программе, экскурсионное сопровождение).
30 сентября. Коломна для своих! Стоимость 1000 р. Авторская экскурсия с посещением монастырей и храмов Коломны.
14 октября. Кострома. Нерехта. 2 дня + дорога. 6000 р.+ ж-д билет (2500-3000 р. в плацкарте).
Кострома: Анастасьинский Богоявленский монастырь, храм св. Александра и Антонины Римских, Ипатьевский монастырь, храм Вознесения-на-Дебре. «Каменное ожерелье Нерехты». Троице-Сыпанов монастырь, Успенская Тетеренская пустынь.
3 ноября. Воронеж. Елец. Задонск. Костомарово (Дивногорье). 2 дня + дорога. Стоимость 5500 р. + ж-д билет.
Воронеж:  Благовещенский  собор, мощи свт. Митрофана Воронежского. Задонск:  Рождество-Богородицкий монастырь, Задонский Преображенский монастырь, Богородицкий Тюнинский монастырь, три святых источника. Елец: Знаменский монастырь, святой источник, Воскресенский собор, Казанский храм и Великокняжеский. Дивногорье:  уникальные пещерные храмы, Успенский и Спасский монастыри.
Все программы на сайте www.паломничество-коломна.рф. Запись по тел. 89031364376 и palomnichestvo2000@yandex.ru.

 

Паломнические поездки из Коломны

Давным-давно, в древние времена, паломничество совершалось только на Святую Землю.
Само слово «паломник» возникло от слова «палома», то есть пальмовая ветвь, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа. Люди шли пешком, ехали на поезде, плыли на корабле –  по несколько месяцев добирались до Иерусалима, чтоб поклониться и помолиться на святом месте, где Спаситель ходил, страдал и воскрес!  Позднее паломники стали привозить домой пальмовые ветви как доказательство посещения Святой Земли.
Отсутствие современных средств передвижения делало такие путешествия подвигом, очень тяжелым и опасным для жизни. Сколь трудно, столь и благодатно, радостно чувствует себя паломник, достигнув своей цели – святого места! И Господь, видя его труды, дарует ему Свою милость!
Дивен Бог во святых Своих!… Невозможно даже представить себе, сколько сегодня по миру есть православных святых мест, связанных с жизнью и подвигом Божиих угодников! Постепенно в России возникли  и стали общеизвестными национальные святыни: Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавры, Валаам, Соловки, Дивеево, Муром, Оптина пустынь и другие места.  
Сегодня паломнику не надо преодолевать таких трудностей, как прежде.
Мы можем быстро доехать, долететь и доплыть к святым местам за один день! Но при современном ритме жизни поехать в паломничество – это поступок! Вырваться из ежедневной суеты, отложить свои неотложные дела, потратить деньги для того, чтоб на несколько часов оказаться в святом месте, у мощей праведников – воздать таким образом Господу, Божией Матери и святым видимое поклонение и благодарение! Укрепи нас, Господи!
Паломническая служба г.Коломны  приглашает Вас  присоединяться к нашим поездкам  по святым местам:
7.06.17. Соловки. 5 дней + дорога. 17500 р. + ж/д билет. Выезды еженедельно по вторникам/средам (в зависимости от поезда) до 13 сентября 2017 г.
10.06.17. Ярославль. Толга (Толгский монастырь). Тутаев (икона Богородицы «Прибавление Ума»). 2 дня. 4000 р.
11.06.17. Святой полуостров Крым. Отдых для православных. Новофедоровка. 10 дней с отдыхом на море. Стоимость от 16 800 р. + авиабилет. Следующие даты заездов: в июне: 21; в июле: 1,11,21; в августе: 1,11,21; в сентябре: 1,11,21; в октябре: 1.
Севастополь, Бахчисарайская долина, Ялта, Симферополь. В стоимость входит: проживание в 3-4-местных номерах с кондиционером (с/у в номере), 3-разовое питание (шведский стол). В дни поездок 2-разовое питание. Все экскурсии (через день).
11.06.17. (воскресенье). К святителю Николаю Чудотворцу!  Москва. Храм Христа Спасителя. Святые мощи свт. Николая Чудотворца из г.Бари. Стоимость 1000 р.
17.06.17.  Владимир. Боголюбово. Нерль. Стоимость 1500 р.  
30.06.17. Автобусный тур из Коломны. Тихвин. Свирь. Оять. Санкт-Петербург. Вырица.  Литургия у мощей прп. Александра Свирского. 6 дней/5 ночей. 14500 р.
14.07.17. Муром. 2 дня. Стоимость 3800 р. В поездке Вы посетите Спасо-Преображенский мужской монастырь, Свято-Троицкий женский монастырь и Благовещенский монастырь; церковь Николы Мокрого; с.Карачарово (святой источник прп. Илии Муромского). Литургия у мощей святых Петра и Февронии.
22.07.17. Сергиев Посад, Гефсиманский и Вифанский скиты. Стоимость 1550 р. Вы посетите Троице-Сергиеву Лавру; Церковно-археологический кабинет – музей древних икон; Черниговский Гефсиманский скит; Вифанский скит.
03.08.17. Валаам, о. Коневец. 3 дня + дорога. 15500 р. + ж/д билет. В стоимость включен трансфер Коломна-Москва(вокзал)-Коломна и трансфер в Санкт-Петербурге  от вокзала до места встречи группы (при группе из Коломны не менее 15 чел.).
11.08.17. Дивеево. Арзамас. 3 дня. Стоимость 3800 р.
В ЛЮБОЙ МЕСЯЦ ГОДА МОЖНО ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В СЛЕДУЮЩИХ ПОЕЗДКАХ (ОТ 1-2 ЧЕЛОВЕК): ПСКОВ, ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, ВАЛААМ (ЛЕТО), СОЛОВКИ (ЛЕТО), КРЫМ, ИЗРАИЛЬ, ГРЕЦИЯ, ГРУЗИЯ.
В зарубежных поездках группу сопровождает дипломированный экскурсовод  и православный священник. Таким образом, наши паломники имеют возможность исповедоваться и причащаться в святых местах за рубежом по канонам Русской Православной Церкви.
В поездках по России группу сопровождает опытный экскурсовод. В многодневных поездках по России мы организуем горячее питание 2 раза в день и ночлег в паломнических гостиницах, где паломники смогут помолиться и отдохнуть в тишине.  
Все программы на сайте www.паломничество-коломна.рф.
Запись в поездки по тел: 89031364376 и e-mail: palomnichestvo2000@yandex.ru.

Елена Юрьевна

 

ПО СТОПАМ ПРЕПОДОБНОГО ИРИНАРХА

Юные участницы шествия

В жизни современного человека осталось так мало традиционных ценностей, которыми жили наши предки. Сейчас уже тяжело без вещей, о коих деды даже не подозревали. Тем приятнее узнать, что и сегодня осталось нечто другое, настоящее...

В 2012 году Иринарховский крестный ход начался 18 июля в городе Борисоглебский на Ярославщине. По традиции в соборе Бориса и Глеба была совершена Божественная литургия, потом молебен у келии преподобного Иринарха. Впереди были четыре дня пути, три ночлега, Божественная литургия в храме Тихвинской иконы Божией Матери в селе Павлово, в Ильинском храме в селе Ивановское, в храме Рождества Христова в селе Кондаково, молебны в разрушенных, поруганных храмах и на источнике преподобного Иринарха в последний, четвертый день. Около шестидесяти километров шествия с молитвой и святынями по Борисоглебской земле.

Атмосфера крестного хода  удивительна. Многие участники давно знакомы, с самого первого дня всё выглядит как встреча близких друзей, несмотря на то, что все они приехали из разных уголков нашей страны. Внешний вид паломников под стать. Очень часто это люди в традиционных русских нарядах, что выглядит абсолютно органично. Многие приезжают целыми семьями. Такое обилие многодетных супружеских пар сегодня мало где встретишь.

Весь первый день я не переставал удивляться. Местные жители относятся к паломникам с какой-то небывалой теплотой. (В нынешней городской суете это уже невозможно). Они не только тепло приветствовали нас, но считали своим долгом угостить чем-то со своего огорода, домашними соленьями, а иногда просто холодной водой.

Во многих местных сёлах храмы до сих пор стоят в руинах. Восстановлены лишь единицы. Такое можно было увидеть и в Подмосковье лет 10-15 назад. Надеюсь, и в Ярославской области вскоре всё изменится к лучшему.

Пройти 60 километров для современного человека поначалу уже кажется подвигом. Спустя пару дней понимаешь, что это совсем не так трудно. Крестный ход – это преодоление даже не столько пути, сколько самих себя.

Даже конфликтные ситуации там улаживаются с удивительной легкостью. Думаю, такой опыт полезно иметь каждому православному.

*       *       *

Иринарховский крестный ход был возрожден в июле 1997 года по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея († 2005).

Начиная с 2004 года, он стал четырехдневным. Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл на четвертый день совершает Божественную литургию в храме в селе Кондаково и потом возглавляет крестный ход к источнику преподобного. На источнике Владыка совершает молебен, завершая крестный ход. Это самый радостный и торжественный из всех дней шествия. В 2005 году Владыка Кирилл прибыл в Кондаково с ковчегами со святыми мощами преподобного Нила Столобенского и частицей Ризы Господней.

Готовясь ко второму крестному ходу, игумен Иоанн решил непременно найти вериги преподобного Иринарха. После преставления святого они хранились в обители и были одной из самых почитаемых святынь монастыря. Часть вериг 6 июня 1872 года по просьбе прихожан церкви села Кондаково с разрешения архиепископа Ярославского и Ростовского Нила (Исаковича, †1874) настоятель Борисоглебской обители передал на родину угодника Божия, в Христорождественский храм. О дальнейшей судьбе этой святыни отец Иоанн узнал из рассказов старожилов. Вериги хранились в селе Кондаково вплоть до закрытия храма, а потом были переданы в Троицкий храм в селе Губычево. После закрытия храма в Губычеве в 1960-е годы вериги увезли в музей Углича.

Во втором крестном ходе игумен Иоанн шёл впереди всех в веригах преподобного Иринарха. Когда его спросили, не было ли ему тяжело идти, батюшка удивлённо ответил: «Это теперь тяжело, а в веригах было легко – сами вериги меня несли». В последующие годы к источнику преподобного Иринарха в его веригах по очереди шли все участники крестного хода.

Павел ПРОШЛЕЦОВ

 

ЗАРАЙСКИЕ СВЯТЫНИ

В нынешнем году в дни всемирной Пасхальной радости произошли события, которые навсегда останутся в летописях зарайских храмов. 

Ильинская церковь города.  В истории этой святыни переплелись яркие события и трагические страницы. Она возникла  много веков назад у северной стены деревянного зарайского острога,  у дороги, ведущей в Коломну. Первая бревенчатая церковь была совсем невелика и утварью небогата. В камне храм отстроили после победы в  Отечественной войне 1812 года, и получился он величественным и просторным. Среди благотворителей выделялось своей щедростью семейство зарайских купцов Шолоховых – предков по отцовской линии великого русского писателя Михаила Шолохова. Стараниями прихожан церковь обрела великолепное внутреннее убранство и в народе слыла «венчальной», поскольку зарайские молодожены именно здесь стремились заключить церковный брак. 

ХХ век стал временем тяжелых испытаний и скорбей для храма и его прихожан: надругательства, притеснения, а затем и открытые гонения и репрессии. В 1937 году настоятеля храма, в то время  уже пожилого, протоиерея Алексия Аманова по клеветническому обвинению арестовали и расстреляли на Бутовском полигоне. Разграбив храм, власти разместили в церковном помещении  литейный цех механического завода; в годы войны здесь выпускались гранаты-«лимонки». Закопчённым, захламленным отработанными механизмами, ржавым металлом и производственным мусором, здание передали верующим в 1996 году. Начался трудный, но благодатный процесс возрождения поруганной святыни. Из руин восстанавливалось не только здание, но и созидалась полнокровная церковная жизнь.

Первое Пасхальное богослужение в Ильинской церкви собрало сотни верующих. Радостный перезвон колоколов, первый пасхальный крестный ход, святые иконы в гирляндах живых цветов, стройное пение хора – всё создавало ликующую и торжественно-приподнятую атмосферу в душах прихожан.

– Сегодня особенный день в жизни не только нашего храма, но и всего города, – сказал настоятель протоиерей Сергий  Куделин. – Милость Божия посетила нас, недостойных и грешных. Храм, оскверненный и поруганный в тридцатые годы прошлого века, торжественно празднует Пасху Христову! Это стало возможным  благодаря предстательству священномученика Алексия (Аманова), трудам и молитвам прихожан, помощи благотворителей. На память о знаменательном событии каждый получил образок Воскресения Христова, привезенный отцом Сергием из Иерусалима.

Преображенский храм села Спас-Дощатый. Возникновение церкви и самого села историки относят  ко временам Ивана Грозного. Любовью и заботами прихожан здание стало одним из красивейших в Зарайском уезде. ХХ век оставил тяжелый след в облике святыни и всего села. Обезглавленный и разграбленный храм был превращён в скотный сарай, а потом и вовсе оказался заброшенным.  Селение же лишилось своего исторического названия.

Однако несколько лет назад  по ходатайству старожилов селу вернули  прежнее имя; также нашлись благотворители, которые буквально из руин стали восстанавливать местную жемчужину.  Инициатор возрождения – известный российский архитектор Михаил Михайлович Посохин. Под его непосредственным руководством ведутся проектные разработки и осуществляются сложные ремонтные работы.  Ныне  церковь Преображения Господня  всех восхищает своим обликом. Словно белый корабль, она плывёт над живописными окрестностями, золотыми крестами взметнувшись в высь бездонного весеннего неба.

К великому празднику Пасхи Христовой старинному храму и его прихожанам преподнесён замечательный подарок – изготовлен и смонтирован новый иконостас. Он выполнен по индивидуальному  проекту, в соответствии с канонами и традициями церковного искусства; в одном художественном стиле написаны иконы.

Освящение нового иконостаса состоялось 24 апреля; его совершил настоятель протоиерей Петр Спиридонов.

О.ПОЛЯНЧЕВА

«БЛАГОВЕСТНИК» №5-2011

 

Владимирская церковь

 Духовное сердце Мытищ
Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Мытищах стоит на Ярославском шоссе – бывшей Троицкой дороге, по которой издревле богомольцы направлялись в лавру.
Голубой храм дивной красоты с высокой звонницей виден издалека. В былые времена со всех проезжавших по дороге или проплывавших по соседней, судоходной тогда Яузе собирали мыт – торговую пошлину, отсюда и название Мытищи.
Владимирская церковь впервые упомянута в документах 1713 г.: «по челобитью Московского уезда с. Мытищ Богородицкого попа Димитрия» освящён придел святителя Николая. Эта дата условно принимается за год созидания ныне существующего каменного храма. В книге В. и Г.Холмогоровых "Исторические материалы о церквах и селах ХVI-ХVIII вв.» каменная церковь в Мытищах упоминается под 1735 г.: священник церкви Владимирской иконы Божией Матери, вотчины благоверной государыни царевны Елизаветы Петровны с. Мытищ, Иван Фёдоров обратился в Синодальный Казённый приказ за разрешением устроить в храме каменный пол.
В 1814 г. за ветхостью были разобраны старая трапезная и колокольня. Через два года священник храма Дмитрий Фёдоров обратился к управляющему Московской епархией архиепископу Дмитровскому Августину за благословением построить новую трапезную и колокольню. В 1819 г. они были сооружены. В 1832 г. пристроен северный придел святителя Николая при участии архитектора Петра Буренина. В 1898-м по проекту Бориса Шнауберта у храма возводится придел преподобного Сергия Радонежского.
Во второй половине XIX в. храм входил в 6-й благочиннический округ Московского уезда и был одноштатным. В середине XIX в. здесь служил отец Александр Крылов, с 1860-х по 1890-е годы – о. Иоанн Воскресенский, с 1900 г. – отец Алексей Розанов.
В 1906 г. к мытищинскому храму была приписана церковь в поселке Перловский, и его штат был увеличен.
В конце 1912 г. настоятелем стал отец Николай Протопопов. Он изыскивал средства для строительства церковно-приходской школы и потом был в ней законоучителем. Вскоре школа с часовней были построены по проекту архитектора Ивана Позднеева. Здесь кроме занятий для сотни детей, проводились миссионерские беседы, собрания общества трезвости. В наше время школа перестроена, в ней размещается туберкулезный диспансер.
В 1929 г., когда местные власти развязали кампанию по сбору подписей для закрытия храма, около 600 прихожан, в основном женщины, собрались для его защиты. Они согласились разойтись только после того, как им дали обещание оставить святыню в покое. Но священников вскоре сослали на Соловки, и в 1930 году был снова поставлен вопрос о закрытии церкви. Разорить её не удалось, но большой колокол сняли.
В 1935 г. храм передали обновленцам. В начале войны, в 1941 г., снесли колокольню из опасения, что она может служить ориентиром при бомбардировках соседнего военного завода.
В начале 1942 г. храм был закрыт. В нём разместились мастерские по ремонту пожарных машин, потом база снабжения областного УВД. Здание было перестроено так, что только выступ апсиды и верхняя часть восьмерика над главным храмом и церковная ограда со старинными чугунными решетками напоминали о том, что бесформенное здание у Ярославского шоссе когда-то было церковью.
В 1991 г. храм возвращён верующим. Первое богослужение состоялось 23 мая. Настоятелем был назначен игумен Александр (Агриков). Вскоре батюшка стал архимандритом, а 2 сентября 2001 г. была совершена его хиротония во епископа Дмитровского.
В 1995 г. основные работы по восстановлению святыни были закончены. В 2000-м году завершилось возведение колокольни.
Каждый год 1 августа по старому стилю от храма Владимирской иконы Божией Матери направлялся крестный ход к Святому ключу (с него начинался Московский водопровод). У часовни совершался водосвятный молебен.
Начало водопроводу из Мытищ в Москву положила императрица Екатерина II. В 1779 г., по рассказам современников, она сама попробовала воды из родника, появившегося после удара молнии, почему он получил название "Громовый колодец". В 1804 г. сооружение водопровода по проекту инженера Ф.Б.Бауера, было закончено, к Москве протянулась каменная галерея с акведуком в районе села Ростокино. Но воды Москве не хватало, в 1826-35 гг. часть кирпичных галерей была заменена чугунными трубами. В середине  XIX века произошла радикальная перестройка по проекту директора Московского водопровода барона Андрея Ивановича Дельвига. В советское время часовню разрушили.
Ныне  храм стал сердцем Мытищинского благочиния. В нём действует воскресная школа, певческие курсы, ведётся активная церковно-социальная работа. По старой православной традиции здесь работает бесплатная столовая для бедных.
Во многом это  заслуга настоятеля, благочинного Мытищинского округа  протоиерея Димитрия Оловянникова, председателя епархиального отдела по благотворительности и социальному служению.
Алексей ЧИЖОВ,
студент 2 курса КДС

«БЛАГОВЕСТНИК» №4-2010.

У Благовещенского собора в кремле

ВО ГОРОДЕ, ДА ВО КАЗАНИ
В последний раз в столице Татарской республики я был лет семнадцать назад. Тогда бросилось в глаза обилие мечетей и минаретов. И вот недавно, в декабре, по приглашению друзей вновь оказался в этом городе. Мне открылась совсем другая Казань – православная.
Город большой (есть метро), интересный, со своим обликом и колоритом. В центре Казани – довольно много православных храмов. Если в советское время они были незаметны, то теперь почти все восстановлены.
Невозможно пройти мимо удивительного и высоченного собора Петра и Павла. В его грандиозном иконостасе насчитал девять ярусов. В храме покоятся мощи митрополита Ефрема, епископа Иерусалимского Арсения, преподобных Ионы и Нектария. В начале ХХ века здесь пел Шаляпин. Самый большой  в епархии женский монастырь – Успенский Зилантов. А главная мужская обитель – Раифская Богородицкая в пригороде.
Восстанавливается Казанско-Богородицкий монастырь на месте явления Казанской иконы Божией Матери. Здесь же можно помолиться у чудотворного списка, не так давно возвращённого городу папой Римским.
Запомнилась церковь Параскевы Пятницы близ кремля. Внутри она вся тёмно-красная. В 30-ые годы здесь, прямо в храме шли массовые расстрелы. В ходе реставрации обнаружили более семисот простреленных черепов: от детских до старческих.
Есть замечательные приходы в новых районах. Храм преподобного Серафима Саровского построен десять лет назад. Он весь окружён многоэтажками. Под храмовым комплексом оборудовано множество помещений: классы, конференц-зал, библиотека, трапезная, кухня, словом, вся необходимая инфраструктура. Жизнь в приходе «кипит». Здесь постоянно люди самого разного возраста и не только на богослужении…
А как отношения с мусульманами? Они мирные. Девушки-певчие рассказали, что по пятницам  в Кремль тянется вереница бабушек в платочках; входя, они идут налево – в недавно построенную мечеть. А по воскресеньям другие бабушки в платочках, заходя в кремль, идут направо на литургию в Благовещенский собор.
Бывают и курьёзы. Так однажды священник совершил молебен в одной из казанских больниц, щедро окропил всех святой водой. А потом некоторые пациенты возмущались: «Зачем вы нас крестили? Раскрестите обратно!»
Очень важно, что правящий архиерей здесь – владыка Анастасий – коренной казанец. Он знает всю местную специфику, все нюансы.
На мой вопрос, принимают ли коренные жители православие, один из священников ответил, что около трети всех клириков в епархии – татары. Богослужение во многих приходах совершается на нескольких языках: церковно-славянском, татарском, чувашском, кряшенском. Оказывается, кряшены считают себя не татарами, а потомками волжских булгар.
Значит, не зря посеяли здесь в XVI веке первые семена христианской веры святители Гурий, Варсонофий и Герман (их мощи доступны для поклонения).
Ну и конечно знакомство с православной Казанью было бы не полным без посещения Казанской семинарии – наследницы знаменитой духовной академии. Интересно, что число студентов в ней такое же, как и в нашей коломенской. Хорошие новые здания, новый храм со старинным иконостасом, уютные кельи для семинаристов – на четырёх человек. Поразила библиотека. После закрытия Казанской духовной академии часть её фондов была передана местному университету. И недавно КГУ вернул значительную составляющую этого наследия семинарии.
Достопримечательность казанской духовной школы – замечательный музей церковного искусства. Чего там только нет! Но меня поразила коллекция рождественских вертепов: западноевропейский, восточный, итальянский. А ещё большие святочные фонари, где на 3-4 ярусах видны персонажи священной Рождественской истории.
И.АЛЕКСАНДРОВ

 

Новый храм в Королёве

Храм в Королёве
Церковь Рождества Богородицы в Костино с конца XVII века изливала духовный свет в умы и сердца людей.
В её строительстве и украшении принимало участие немало именитых владельцев села. Подтверждение тому – документы Центрального исторического архива (ЦИАМ).
В Ведомости о церкви за 1916 г. читаем: «Построена в 1689 году тщанием царского стольника Феодора Иванова Космина.» Космины, владевшие Костино около ста лет, вплоть до середины XVIII в., происходили из новгородских бояр. Феодор Иоанович начал возводить церковь после смерти отца. От храма село получило своё второе называние.
В 1829 году Костино-Богородское становится собственностью княгини Екатерины Гагариной-Долгоруковой. В 1861 г. имение переходит во владение её дочери – Варвары Долгоруковой. Вскоре она обратилась к святителю Московскому  Филарету с прошением: «В имении моем Московскаго уезда селе Богородицком, Костине тож, находится каменная церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, при коей церкви имеется времянная деревянная колокольня; ныне я, Долгорукова, вознамерилась на собственный свой капитал, вместо той деревянной построить каменную колокольню, и приделать к церкви входную паперть».
Накануне нового 1863 года Московская Духовная Консистория разрешение на строительство дала.
Судя по сохранившемуся снимку, стоящая отдельно изящная пятиярусная колокольня кажется невесомо-воздушной. 30 августа 1863 года купец Розанов «пожертвовал от своего усердия для храма колокол в 40 пудов».
Последним владельцем усадьбы в 1901-18 гг. был Потомственный Почетный Гражданин, награжденный Золотой медалью на Анненской ленте, Александр Николаевич Крафт, который в 1903 году стал церковным старостой.
В 1913 году он провёл в церкви водяное отопление. А в «Ведомости о церкви» за 1916 год читаем: «Дом для священнослужителей на церковной усадебной земле построен тщанием церковного старосты А.Н.Крафта и на его средства в 1915 году и составляют собственность церкви. Другие здания, принадлежащие церкви: каменная сторожка и 2 деревянных сарая. Опись церковному имуществу заведена с 1856 года, хранится в целости».
После октябрьского переворота 1917 года начались жесточайшие гонения на Церковь.
Вот выдержки из подлинных документов той поры: «Протокол Московской Уездной Комиссии об изъятии ценностей из церкви села Костино-Богородское Пролетарской волости» (по описям № 1 и № 2): «5 мая 1922 года на основании постановления ВЦИК от 23 февраля с.г. и согласно мандата за №1725 были изъяты церковные ценности. Общий вес изъятого серебра – 1 пуд 27,5 фунта (27,5 килограммов)».
До 22 июня 1930 г. настоятелем церкви был протоиерей Алексей Григорьевич Введенский, погибший во время сталинских репрессий. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2003 года причислил его к лику святых.
В 1954 году храм был разгромлен: уничтожен пятиярусный мраморный иконостас, исчезли образа, утварь, в том числе святыня храма – чудотворная Смоленская икона Божией Матери.
Во время Великой Отечественной войны в здании церкви размещался Костинский штаб противовоздушной обороны. После войны здесь устроили общежитие, затем открыли швейную мастерскую, фотолабораторию…
Полуразрушенное здание без купола и креста простояло до середины 50-х годов XX века. В хрущевские времена храм был окончательно разрушен. Тогда же был снесён и дом причта. Ныне на месте храма стоит пятиэтажка, а по старинному кладбищу проходит улица Дзержинского.
В 1995 году собрались верующие православные горожане, создали и юридически зарегистрировали общину. Поиски временного помещения для храма продолжались пять долгих лет.
Все эти годы православные христиане собирались здесь практически под открытым небом на богослужения. В 2000 году общине было выделено помещение в историческом доме Крафта (микрорайон Костино), где храм существует и поныне. За предельно короткое время комнаты были приведены в порядок, начались службы.  
В 1997 году в храме появился новый настоятель – священник Борис Куликовский. Кандидат технических наук, вузовский преподаватель с большим стажем, отец Борис шёл к православию не одно десятилетие. Он отдался служению Богу с завидной энергией, доказательство тому – новое здание храма, вознёсшееся недалеко от места, где прежняя церковь простояла 300 лет.
Трудами отца настоятеля, благотворителей и прихожан к 11 ноября 2005 г. был воздвигнут новый храм в честь  Рождества Пресвятой Богородицы.
22 апреля 2007 года архиепископ Можайский Григорий совершил великое освящение нижнего храма нашей церкви в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Теперь храм Рождества Пресвятой Богородицы – поистине духовный центр города Королёва. В нём совершаются регулярные богослужения. При храме действует воскресная школа и школа звонарей.
Алексей Чижов,
студент 2 курса КДС

«БЛАГОВЕСТНИК» №1-2010

Благословенный Талеж

«Верное слово»: новая встреча, новые впечатления
Начало августа. Звонок из Союза журналистов Подмосковья приглашает в православный пресс-тур по Домодедовскому и Чеховскому районам. Радуюсь, что, несмотря на сезон летних отпусков, наше творческое объединение «Верное слово» продолжает свою работу. И собираюсь в дорогу.
Автопутешествие началось от метро Бульвар Дмитрия Донского. Я сочла это добрым знаком.
В чём притягательность больших или малых странствий по землям, населённым издревле? Быть может, в том, что мы, говоря высоким слогом, прикасаемся к истории. А если к тому же эта земля – родная?..
Дорога ведёт нас в долину Пахры. Это приток реки Москвы. Мелькают указатели: Новленское, Киселиха, Котляково… Вот и Колычёво – первая остановка в пути. Здесь красуется храм Воскресения Словущего – один из древнейших в Домодедовском благочинии. Святыне 300 лет. Её передали верующим в поруганном виде. Село – родовая вотчина бояр Колычевых. Митрополит Филипп, принявший мученическую смерть при Иване Грозном, из этого рода. Об истории края увлечённо рассказывает священник Николай Киселёв (он из Щербинки; историк искусства; приехал с нашей группой). У села Колычёво была древняя переправа через Пахру. По некоторым сведениям, часть войска Донского в августе 1380 г. шла здесь из Москвы навстречу Мамаю…
А на пороге церкви приветливо встречает нас, подмосковных журналистов, молодой священник Сергий Голев и продолжает повествование. «А знаете ли вы, что в день престольного праздника (26 сентября – З.П.) у нас служится литургия по Пасхальному чину?» – вдруг удивляет он нас. И поясняет, что ещё за три столетия до нынешнего каменного храма здесь поставили деревянную церковь Воскресения Христова.
Отца настоятеля сменяет Андрей, иконописец: «Архитектурный стиль храма – московское барокко. От росписи стен ничего не сохранилось, и за образец при реставрации мы взяли стенопись ярославских храмов. А ещё – церкви Троицы в Никитниках» (в центре Москвы – З.П.).
…Мы стоим в четверике, слушаем пояснения Андрея, любуясь рукотворной красотой. Гостеприимный батюшка не отпускает нас без традиционного русского угощения – чая. По дороге в трапезную заметили, что рядом с церковью всё весьма красиво. Но работы продолжаются: в сентябре грядёт великое событие – освящение храма.
*      *     *
Нас торопят дальше в путь. Минут через 10 мы в Чурилкове, близ той же автотрассы, что ведёт из Москвы в аэропорт. Он неподалёку: самолёты то и дело пролетают над головой. Интересно, что мы увидим в незнакомом посёлке?..
А узрели мы белый стройный храм. Он совсем новый: вокруг ещё трудятся люди и техника, благоустраивая территорию. Прежде не было в Чурилкове даже часовни. Входим с отцом Сергием (он возглавляет и этот приход) в церковь. Она посвящена иконе Божией Матери «Скоропослушница». Как известно, подлинник этого образа издавна пребывает на Афоне.
У отца настоятеля замечательная идея: там, где совсем недавно лежали горы мусора, создать церковно-культурный комплекс: детский городок, зелёную зону, спортивную площадку… Для воскресной школы предназначен подклет храма. На престольный праздник, 22 ноября, дай Бог, школа откроется. Батюшка по нашей просьбе рассказал немного о себе: он сын священника, прежнего настоятеля Колычёвского храма; выпускник и преподаватель Московской консерватории; отец четверых детей. 
*     *     *
… Вновь мчимся по Симферопольскому шоссе. А ведь это древний путь через Подол на Пахре (г. Подольск) и Лопасню (г. Чехов) – на Серпухов, Тулу, Курск…
Город Чехов оставляем в стороне; через Мелихово, где находится музей-усадьба великого писателя, – в Талеж!
Как отличается пейзаж этих мест от Подольского и Домодедовского районов! Густые красивые леса подступают  к дороге (и, очевидно, бережно сохраняются). Населённых пунктов немного. А в тех районах, ближе к Москве, большую часть лесов давно вырубили.
О Талеже мне было известно лишь из биографии любимого писателя: Антон Павлович состоял попечителем местной школы, а село входило в медицинский участок доктора Чехова. Оказывается, история этого края изучена, начиная с Х века.
…В дремучих лесах по средней Оке и её притокам поселились вятичи. Следы этих славянских сёл – археологи называют их селищами – сохранились при впадении речки Теребенки в Лопасню, в Старом Спасе, Талеже… По-видимому, во время похода Владимира Мономаха эти земли были присоединены к Черниговскому княжеству. В ХIV веке – принадлежали московским князьям. Так, в 1328 году Иван Калита перед опасной поездкой в
Золотую Орду завещал сыну Андрею «Лопасну…Серпухов…Темну…Перемышль…а се села: село Талежьское, село Серпуховское…село Нарьское». После смерти Калиты Андрей Иванович, дядя Димитрия Донского, стал первым серпуховским князем и лопасненские земли вошли в его княжество.
Что касается святого источника в Талеже, то его живительная вода привлекала сюда людей давным-давно. В советское время, правда, в основном, туристов. Преображение Богом данного родника и местности вокруг началось в 1990-ые годы. Тогда и возникло подворье Давидовой пустыни…
Первое впечатление от чудесного подмосковного уголка: живописный, тенистый, прохладный. И очень мирный; словом, благодать. А навстречу  нам – Владимир Крупин с улыбкой и характерным северным говорком: «Идите пока в купальню: очень с дороги хорошо, и народу немного. Потом увидимся, поговорим». Встреча с известным православным писателем и публицистом была в программе нашего дня…
Внимание к себе мы ощутили после Домодедовского края и здесь: настоятель подворья иеромонах Фаддей отворил дверь в храм преподобного Давида Серпуховского, провёл экскурсию, ответил на наши вопросы. Покидать Талеж не хотелось, но нам обещали сюрприз на обратном пути.
И вот – Климовск. И мы собираемся за общим столом в Литературной гостиной. Мы – это председатель областного правления СЖР Наталья Чернышёва, «наш батюшка» Николай Киселёв, Владимир Крупин, редактор радиовещания из Ступина Елена Черепенина, две сотрудницы местной газеты с замечательным названием «Утро вечера мудренее», Михаил – из Воскресенского телевидения, Зинаида Сергеевна – с областного радио. А ещё журналисты из Химок, Подольска, Балашихи… Знакома ещё не со всеми коллегами – нашему творческому объединению нет и года.
…Дружеское общение, здравицы за малую родину, за честную журналистику. И разговор о служении своему делу, а значит – людям и Богу.
Зоя ПОЖЕТНЫХ

«БЛАГОВЕСТНИК» №9-2009

 

В ЧЕСТЬ ВОИНА Христова Георгия

Георгиевская церковь.

История села Ванилово и соседних деревень, из которых вырос посёлок им. Цюрупы, уходит в глубокую древность.
Западнее Ванилова когда-то находился погост Милино, в нём стояла деревянная церковь св. Георгия. Ранее это была деревня Минина. В Писцовой книге Коломенского уезда 1577-78 годов записано: «Село Мининское, что была деревня Минина по конец поля реки Мерска, а в нем церковь Христова Страстотерпца Георгия…». Мерской здесь именуется река Нерская, которая и ныне протекает через посёлок. Это левый приток Москвы-реки. Названа она так, предположительно, по названию угро-финского племени меря, жившего на этой территории. Ниже упоминается деревня Левычино (к югу от Ванилова): «Деревня Левыченская по обе стороны речки Перхуровки…».
В ХIХ веке Милино слилось с Ваниловым, позднее Ванилово полностью поглотило древний погост. В советское время на месте древней церкви и примыкавшего к ней кладбища построили здание больницы. В конце ХIХ столетия все три селения относились к Николо-Угрешскому монастырю. До него этими землями владел Василий Степанович Собакин.
Род Собакиных – один из многочисленных служилых. Однако на короткое время он возвысился. Иван Грозный, решив сочетаться третьим браком, выбрал себе Марфу Васильевну Собакину. Но через две недели царица Марфа скончалась. Историки не пришли к единому мнению, кто же из Собакиных владел этой вотчиной. Дело в том, что из пятерых родных братьев, трое носили одно и то же имя – Василий, и все были Степановичами! Различали их так: Василий Большой, Василий Средний и Василий Меньшой. Василий Большой имел вотчины в Коломенском уезде. Возможно, он и построил в селе Милино церковь «Христова Страстотерпца Георгия», удаляясь сюда после опалы. Храм был деревянным.
В Дозорной книге Патриаршего Казённого Приказа за 1680 год (т.е. через сотню лет после первого упоминания) встречается её описание: «В вотчине Никольского Угрешского монастыря от деревни Ванилово с полверсты на речке Мерске, едучи от Москвы по Касимовской дороге в 60 верстах, от тея дороги направо в трех верстах церковь великомученика Георгия деревена стоит без пения впусте, а в церкви царские двери и деисусы, на престоле Евангелие в десть (в целый печатный лист); евангелисты басемные (из тонкого листового серебра), да на жертвеннике сосуды оловянные все в целости, и крестьяне деревни Ванилова сказали: «построена де та церковь и впусте стоит издавна…».
Обратим внимание на тот удивительный факт, что хотя храм не действовал, однако ни иконы, ни богослужебные сосуды, ни Евангелие в серебряном окладе не разграблены, хотя в XVII веке такое, к сожалению, случалось.
В 1687 году ключарь Большого Успенского собора в Москве отец Иоаннн Григорьев подал на имя Патриарха челобитную о том, чтобы земли храма были переданы ему «в оброк». 6 июня Патриарх Иоаким такой указ подписал: «Церкви великомученика Георгия, что на речке Мерске, церковная земля и пашня и сенные покосы отданы на оброк ему, ключарю на нынешний 7195 (1687) год и впредь до указу, а оброку ему велено светлейшего патриарха в домовую казну платить по рублю по 4 алтына в год. И те деньги на 7195 год взяты». Т.е. батюшка за пользование церковной землей платил в год по 1 рублю 12 копеек. Однако вскоре, в 1690 году, в аренде земли отцу Иоанну (здесь он уже назван протопопом) было отказано. Эти земли перешли в Коломенскую епархию и стали владением архиепископа: «Сей Георгиевской церкви земли в оброчных книгах не писать и оброчных денег на протопопе Иване на прошлые 196 и 197 годы иметь не велено для того, та Георгиевская церковь объявилась в Коломенском уезде, а той земли велено велено быть в епархии Коломенского архиепископа, а взятые оброчные деньги и пошлины на 195 год Ивану Григорьеву выдать» ( из книг Патриаршего Приказа). Согласно местному преданию та древняя церковь сгорела.
В 1791 году жители Ванилова построили второй храм, тоже деревянный, во имя того же святого. Упоминание о нём сохранилось в Клировой ведомости за 1877 год: «Построена 1791 года тщанием приходских людей. Зданием деревянная с таковою же колокольнею, тверда, крыта железом. Престол в ней один во имя великомученика Георгия. Утварью посредственна. Приходских дворов 233, душ мужеского пола 934, женского 977».
Этот второй храм, в отличие от первого, рано обветшал, что послужило одной из причин строительства нового каменного. Второй причиной стала отдалённость от приходских селений Ванилово и Левычино.
Каменный храм решили возвести на более удобном месте. Им стало поле между этими двумя селениями. Крестьяне, владевшие этим полем, пожертвовали четыре десятины на постройку церкви и домов для причта. Также помогли в её постройке почетные жители села Александр и Пётр Байдаковы. Проект заказали архитектору Павлу Петровичу Зыкову, и 17 мая 1887 года церковь была заложена. Строительство продолжалось около четырех лет. Наконец, 28 ноября 1885 года состоялось великое освящение нового храма с тремя престолами: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, великомученика Георгия Победоносца и святого благоверного князя Александра Невского. В 1913 году церковный штат составляли: священник, диакон, два псаломщика и просфорня.  
Помимо домов для причта, церкви принадлежали церковно-приходская школа, сторожка, сарай и небольшая часовня на погосте Милино. В советское время храм не закрывался, благодаря чему там сохранились резной иконостас, старые подсвечники и паникадила.
Роспись Георгиевской церкви необычна. Это не привычная для ХIХ века академическая живопись по готовым образцам, а именно авторская. По мнению специалистов, творцом эскизов мог быть великий русский художник Виктор Васнецов. Возможно, храм расписывал кто-то из его учеников или последователей.
Первым настоятелем новой Георгиевской церкви был отец Димитрий Советов, служивший ещё в старом деревянном храме. С 1900 года здесь служил о. Михаил Сахаров. В 1921 году его по доносу арестовали, и, как говорят, он восемь месяцев провёл в заключении. Вскоре после освобождения священник скончался. Его похоронили рядом с церковью, где он прослужил более двадцати лет. Протоиерей Тихон Калинкин был настоятелем после о. Михаила и скончался ещё до Отечественной войны.
В дальнейшем в церкви служили: протоиерей Николай Мотренко; протоиерей Василий Веретевский (+1965), о. Петр Деревянко, о. Иоанн Ермолаев (служил в 1970-80-е годы); протоиерей Петр Белокрылов (+2000). Игумен Иоанн (Яковлев) служил клириком храма с 1994 года, был настоятелем с 2003 г. до своей трагической кончины в автокатастрофе в декабре 2005 года.
С 2005 г. настоятель храма – молодой священник Николай Зверев, выпускник Коломенской духовной семинарии. Будем надеяться, что нынешнее поколение впишет новую страницу в летопись Георгиевской церкви.
Евгений Ромашкин,
студент 1 курса КДС.
Всенощное бдение в храме совершается накануне воскресных дней и праздников в 16.00, а литургия в сами эти дни – в 9.00. Проезд от Коломны и Москвы электропоездом до станции Виноградово, либо Конобеево. Далее на автобусе до остановки «пос. им. Цюрупы».
 «БЛАГОВЕСТНИК» №4-2009.

 

«У Воскресения на Молодях»                    

Воскресенская церковь в Молодях.

Подмосковная земля богата своей древней историей. И главные её сокровища – храмы Божии. Один из них связан с отражением нападения крымских татар в 1572 г. Это церковь Воскресения Христова в селе Молоди близ Чехова. 
Издревле стоял храм Воскресения Христова на реке Рожай "на погосте, что на Молодях". Это место прославилось 1 августа 1572 г., когда воевода М.И.Воротынский с двадцатью тысячами московских ратников встретил "у Воскресения на Молодях" 120-тысячное войско крымского хана Девлет-Гирея и разгромил его. Чтобы понять значение той победы, вспомним, что всего лишь годом ранее опричные военачальники пропустили татар к Москве. Девлет-Гирей тогда захватил и сжег её.
В начале XVII в. на погосте также была деревянная церковь Воскресения Христова. В 1646 г. деревня принадлежала новокрещенному Федоту Измет-Гельдееву, сыну Резанову, и Прокофию Феодоровичу Соковнину. При Соковнинах погост в Молодях слился с деревней. Так появилось село. В 1699 г. оно было пожаловано боярину Ф.А.Головину.
При Н.А.Головине в 1706 г. в Молодях была возведена каменная Воскресенская церковь. 14 мая 1706 г. по благословению митрополита Стефана (Яворского) был выдан антиминс к освящению храма. Второй строительный период относится к 1786 г., когда имение перешло от Салтыковых (владели с 1736 г.) к Домашневым, перестроившим весь усадебный комплекс, фрагменты которого сохранились и по сей день. Основной объём храма остался от постройки 1706 г. К нему были пристроены трапезная с двумя приделами – во имя апостолов Петра и Павла и святителя Стефана Сурожского, а также парные колокольни по сторонам западного фасада. С севера и юга были пристроены два одинаковых притвора. Такой святыня дошла до нашего времени.
Храм был украшен пилястрами и небольшими овальными нишами над окнами, порталы северного и южного фасадов получили высокие фронтоны и четырехколонные портики, таким же портиком украсилась новая, весьма внушительная  по размерам трапезная. Борис Пастернак, семья которого снимала там дачу в начале XX столетия, писал: "Здесь церковь вблизи, тоже старинная, парящая как-то в высоте, куда она увлекала за собой версты необъятных лесов".
В историю храма навсегда вошло имя священномученика Михаила Рыбина. Он служил здесь в 1937-38 гг. За «контрреволюционную деятельность» отец Михаил был расстрелян на Бутовском полигоне 17 февраля 1938 г. Теперь это день его памяти. После ареста священника церковь была закрыта. В довоенное время она использовалась под зернохранилище.
В послевоенное время, в 1955 г., по настоятельному требованию верующих в церкви возобновились богослужения. Настоятелем стал священник Василий Михайлович Лебедев, будущий архиепископ Екатеринбургский Мелхиседек. Воскресенский храм вновь был закрыт в 1961 г. Вся церковная утварь, иконы и иконостасы исчезли бесследно. Всё внутреннее пространство перегородили стенами и фальшивым потолком. В алтаре был устроен репетиционный зал, в трапезной части и приделах – кинозал со сценой и кабинеты. Стены и потолок с росписями были забелены, каменные плиты частично закрывал деревянный пол.
17 марта 1991 г. Воскресенский храм возвратили верующим. Настоятелем стал священник Константин Васильевич Лебедев, сын отца Василия Лебедева. 20 июня 1993 г., восстановленный придел первоверховных апостолов Петра и Павла был освящён. Чин возглавили три архипастыря: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий,  архиепископ Можайский Григорий  и архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Мелхиседек – бывший настоятель храма.
Сегодня этот величественный памятник предстаёт перед нами таким, как и триста лет назад. Но главное – здесь возродилась приходская жизнь. В день битвы в Молодях, 20 сентября, храм посещает казачий полк. Казаки молятся о погибших войнах, посещают место битвы.
Знаменательно, что  левый придел храма будет освящён во имя одного из его настоятелей – священномученика Михаила Рыбина.

Владимир ЩЕРБАКОВ,
студент 1 курса КДС.

       
«БЛАГОВЕСТНИК» №1-2009.