С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!

Рождественское колядочное шествие в Коломне

Рождественская колядка

Днесь Христос от Девы Чистой нам рождается.
Бог невидимый от века в мир является.

Безначальный, Несказанный начинается
Бог во яслех во убогих полагается.

Хоры Ангелов слетают в изумлении
И согласно воспевают песнопение:

«Слава, слава в Вышних Богу, и на земли мир
В человецех, в человецех благоволение!»

Да пошлёт Бог благостыню Иорданскую,
Сохраняя в мире Церковь христианскую.

 

 

ПОЗДРАВЛЕНИЕ БЛАГОЧИННОГО
Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас с великим праздником Рождества Христова!
 «Христос рождается, – славьте! Христос с небес, – встречайте. Христос на земле, – возноситесь!» –  воспевает ныне Церковь.
Слова Ангела, открывшего людям тайну Боговоплощения, положили начало проповеди о Спасителе мира. Первыми получили ангельскую весть о Рождении Христа от Девы Марии Вифлеемские пастухи, люди простые и верующие: «… я возвещаю Вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь» (Лк.2,10-11). Сегодня и мы призваны прославлять родившегося Богомладенца, ибо в мир пришёл Сын Божий, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3,15).
Церковь побуждает нас готовиться к празднику постом и молитвой. В покаянии, в причащении Святых Христовых Тайн  возрождается человек, примиряется с Богом, обретает благодать и обновлённым выходит из храма, неся радость Рождества Христова в свой дом, в свою семью, в повседневную жизнь.
Так придём же и мы поклониться Родившемуся Богомладенцу Христу и принесём Ему, подобно древним волхвам, свои дары – любовь, дела милосердия, послушание воле Божией, мир, радость и чистоту.  
В эти светлые и святые для каждого христианина дни искренне желаю вам здравия, мира, благоденствия и неоскудевающей помощи Божией во всех благих делах и начинаниях.

Епископ Луховицкий Петр,
благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа 

 

Церковь и культура
СВЯТОЧНАЯ АФИША
РОЖДЕСТВО В КОЛОМНЕ

На фестивале «Вертеп»

7 января
18.00 – Рождественское колядочное шествие по Старой Коломне: от Михаило-Архангельского храма до Крестовоздвиженского храма в кремле.
8 января
10.00 – Божественная литургия в Тихвинском храме. Торжественное богослужение совершит Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
14.00 – Рождественская митрополичья елка – праздничная программа для детей в Конькобежном центре «Коломна».

ХХ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
НАРОДНОЙ МУЗЫКИ И ТЕАТРА «ВЕРТЕП»

7 января
12:00 - «Смерть царя Ирода», вертеп Камерного театра «Пилигрим» (Коломна), 6+
14:00 - «Сказка про королей», «Stalo teatras» (Вильнюс, Литва),  3+
16.00 – «Дверца в сердце», маленькая рождественская история и программа песенок театра «Картонка» (Минск, Беларусь), 5+
8 января
10.00 -  «Умка – белый медвежонок», кукольный театр «ProJekt» (Кохтла-Ярве, Эстония), 4+
12.00 «Рождественский вертеп», семейный театр «Четыре руки» (Санкт-Петербург), 6+
14.00 «Рождественская драма», театр «ТриЛика» (Москва), 6+
16.00 «Рождественская история», вертеп дуэт-театра «Котофей» (Москва), 5+
18.00 Рождественский концерт ансамбля народной музыки «Измайловская слобода» (Москва),7+

НОВОГОДНЯЯ ВЫСТАВКА
В канун Нового года в культурном центре «Дом Озерова» вот уже который год подряд наступает «время кукол» – ежегодная новогодняя выставка авторских кукол.
В этом году свои работы представили более 30 авторов. Здесь и опытные художники, и новички.
У каждого мастера есть свои секреты и особенности, но все творения несут в себе частичку души своего творца.  
Выставку будет интересно посмотреть и детям, и взрослым – каждый найдёт что-то по сердцу, настолько велико обаяние работ, созданных вдохновением мастеров, дарящих каждому, кто взглянет на них чуточку добра и хорошего настроения…
Выставка работает до 14 января

 

ИТОГИ КОНКУРСА «ПОДВИГ ЛЮБВИ»
Подведены итоги открытого творческого православного конкурса «Подвиг любви», посвящённого коломенским новомученикам. Публикуем имена его победителей.
Изобразительное искусство (10-12 лет)
1 место – Орлов Алексей (школа №3); 2 место – Белый Игнатий (школа №3) и Писклов Александр (Коломенский детский дом-интернат или КДДИ); 3 место – Веденеев Арсений (Непецинская школа), Афоникова Милена (Проводниковский сельский Дом культуры) и Сафиуллин Тимур (Непецинская школа).
Изобразительное искусство (13-15 лет)
1 место – Попович Анна (КДДИ); 2 место – Петров Алексей (КДДИ) и Панов Дмитрий  (КДДИ); 3 место – Афанасьева Мария (гимназия №8), Архипова Юлия
(Радужненская школа) и Марченко Дарья (гимназия №8).
Изобразительное искусство (16-18 лет)
1 место – Баранова Анастасия (воскресная школа Иоанно-Богословского храма) и Михайлова Алина (КДДИ); 2 место – Кондратьев Артём (КДДИ) и Филиппова Кристина (КДДИ); 3 место – Леонов Дмитрий, Жильцов Алексей, Голиков Александр и Сумина Екатерина (КДДИ).
 Декоративно-прикладное творчество (9-16 лет)
1 место – Назаркин Артем (Радужненская школа); 2 место – Афоникова Милена (Проводниковский сельский Дом культуры), Шишкина Арина (школа №3) и Жильцов Алексей (КДДИ); 3 место – Мочалов Владимир  и Абрамов Никита (КДДИ).
 Фотография (18+)
1 место – Наволокин Феликс (приход церкви Троицы в Щурово); 2 место – Фадеева Зинаида (приход Успенского собора) и  Хмылова Мария (воскресная школа Петропавловского храма); 3 место – Юдаков Евгений (педагог Радужненской школы).
Видеосюжеты (5+)
1 место – воскресная школа Петропавловского храма; 2 место – Ермишкина Ксения (воскресная школа храма свт. Николая в с. Черкизово); 3 место – Наволокин Феликс (приход церкви Троицы в Щурово); приз зрительских симпатий – Киндюхина Анна
(5 лет, воскресная школа Петропавловского храма).
Литература: поэзия (15+)
1 место – Мосолова Кристина (творческое объединение «Пегасик»), Киндюхина Елена (воскресная школа Петропавловского храма) и Красавина Марина (руководитель творческого объединения «Пегасик»); 2 место – Лопухова Валерия (школа в Коломенском); 3 место – Мосолова Юлия (воскресная школа Петропавловского храма).
Литература: проза (12+)
1 место – Чиков Михаил (Никитский храм, г. Коломна) и Комарова Анна (воскресная школа Петропавловского храма); 2 место – Ксенофонтова Екатерина (творческое объединение «Пегасик»); 3 место – Горьков Иван (Сергиевская школа) и Древо Виктория (творческое объединение «Пегасик»).
28 декабря в Культурном центре «Дом Озерова» награды победителям вручили глава Коломенского городского округа Д.Ю.Лебедев и благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр.


Читаем, смотрим, слушаем…
ПОЭТИЧЕСКИЕ ПОСВЯЩЕНИЯ

Недавно вышла в свет новая поэтическая книга Виктора Мельникова «Ты мне навстречу из осени шла…».
Конечно же, здесь нашлось место и пейзажной, и философской лирике, и словам любви. Много тёплых посвящений сделано автором своим землякам. Но особую страницу составили стихи, обращённые к вдохновителям, классикам: Ивану Лажечникову, Александру Пушкину, Максу Волошину, Борису Пильняку… Книга даже открывается особым разделом: «Коломенские силуэты».
Новая работа В.С.Мельникова, безусловно, заслуживает благодарного внимания всех ценителей поэтического слова!
Аркадий НАДЕЖДИН

 

Слово пастыря
Да воцарится в сердцах наших Христос!

Образ Рождества Христова

Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение (Лк. 2: 14).
Это песнь Богу вочеловечившемуся, Младенцу Христу, воспетая сонмом ангелов на земле при Его Рождестве. Кратка песнь, но смысл и значение её премудры и многосодержательны. В ней заключена и открыта нам тайна вочеловечения Сына Божия для спасения мира. Этой тайне, по словам Церкви, удивилось всякое естество ангельское.
Но где же мир на земле, который возвестили ангелы пастырям вифлеемским?
В самом Иерусалиме, граде Давидовом, в котором был храм живому Богу, не было мира. Когда волхвы, пришедшие с Востока в Иерусалим, спрашивали: «Где есть родившийся Царь Иудейский?» – то от одного этого известия пришел в смятение и Ирод-царь, и весь Иерусалим с ним. Во всемирной державе Римской в то время не было мира. Современники в мрачных красках описывают нравственное падение народов, искажение образа Божия в людях. Всякие скверна и беззаконие въявь творились. Идолопоклонство заменило служение единому Богу. Беззакония, срамоты, пресыщение, пьянство составляли блага земные, цель и стремления человечества. Вражда, междоусобицы, нестроение царили повсюду. Гордость, бесчеловечность, все виды порока растлевали общественную и семейную жизнь.
В последующие времена было не лучше. Страшные гонения на верующих во Христа в продолжение трех столетий залили всю землю кровью христианских мучеников: брат предавал брата на мучения, отец – жену и детей, дети – родителей. Человеческие отношения, кровные узы, родство – всё было поругано и попрано. И в самом Иерусалиме была мерзость запустения.
И в наши времена потрясаются общества и царства, продолжаются международные и междоусобные разногласия и войны, ереси и расколы, заговоры, преступные зловредные учения, усиливающиеся ниспровергнуть вековые государственные учреждения и основы общежития семейного, гражданского и религиозного.
Злодейство простирает святотатственную руку на помазанников Божиих, которым Самим Богом вручены народы. Изверги хотят на священном прахе их водворить безверие, разрушить государство, семью и закон под видом равенства и братства.
Где же мир на земле, возвещенный ангелами? Где же мир, принесенный Богочеловеком на землю? Где же мир, который возвещает Евангелие и проповедь апостолов, пронесенная ими из конца в конец земли, между всеми народами и царствами? В мире его нет: мир весь во зле лежит, – сказал апостол (1Ин.5:19).
Вот тайна, воспетая ангелами: с пришествием Сына Божия на земле воцарён мир сначала в малом избранном стаде – в Церкви Его, в апостолах, которым Он многократно преподавал этот мир, а потом во всем царстве благодати или Церкви Его, распространившейся по всей земле.
Да, братья, на земле основано Господом целое царство мира Божия, – царство вечное, всемирное, благоустроенное, с законами, уставами, таинствами, с порядком служения, правилами жизни, отношениями взаимными. Это царство – есть святая, православная апостольская Церковь, в которой почивают всегда мир и радость о Духе Святом, благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца.
Правда, Церковь Божия на земле всегда была под крестом, всегда гонима, озлобляема, но тем не менее она всегда обладала внутренним, благодатным миром, даже среди величайших гонений, потому что в ней всегда был и будет Бог, избавляющий ее от всех бедствий, по слову Своему, что врата адова не одолеют ей (Мф.16:18).
И потому всякий истинно верующий и исполняющий заповеди Христовы человек, всякий истинно кающийся грешник, имеет внутри себя мир Христов, которого никакие внешние треволнения мира сего нарушить не могут, если он сам своей волей не вступит снова на путь беззакония и греха.
Поэтому если царства земные и вообще гражданские общества желают достичь и водворить мир, принесенный на землю Царем правды, мира и любви, господом Иисусом Христом, то они должны быть в тесном союзе с царством Господа, или с Церковью Его святою на земле, должны покоряться заповедям Иисуса Христа и уставам Церкви Его. А в случае их нарушения – немедленно исправляться, после искреннего сознания своих ошибок и беззаконий. Члены государства, исповедующие христианскую веру, должны быть добрыми, честными и искренне преданными членами Церкви. Нарушение этого союза между Церковью и государством или его гражданами, пренебрежение верою, заповедями и Евангелием порождают безверие и всякие беспорядки в обществе, всякие пороки, повергают общества в нравственное или политическое бессилие, лишают его благословения небесного.
Наше Отечество, великая Россия, всегда была в тесном союзе с Церковью, и только в этом союзе она возросла, окрепла и взошла на высокую степень могущества и славы. Дай Бог, чтобы этот союз государства с Церковью – с этим царством мира – и впредь продолжался непрерывно! Тогда Россия всегда будет царством мира, и на ней будет почивать благословение Божие. Тогда никакая крамола в России не будет страшна, потому что не найдёт нигде ни места, ни приюта.
Да воцарится в сердцах наших Христос Господь, и с Ним да царствуют мир и благословение! Аминь.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

 

Мартиролог

К 80-летию кончины священномученика Василия и мученика Петра
ПЕТР ТРОИЦКИЙ

Образ мученика Петра

Му­че­ник Петр ро­дил­ся 29 ян­ва­ря 1889 го­да в се­ле Мак­ше­е­во Ко­ло­мен­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Ва­си­лия Тро­иц­ко­го.
Петр окон­чил Коломенское ду­хов­ное учи­ли­ще и по­сту­пил в ду­хов­ную се­ми­на­рию, в ко­то­рой ему при­шлось про­учить­ся все­го один год, так как из-за смер­ти от­ца, скон­чав­ше­го­ся в 1903 го­ду, ко­гда Пет­ру ед­ва ис­пол­ни­лось че­тыр­на­дцать лет, ему при­шлось вер­нуть­ся в се­ло, чтобы по­мо­гать ма­те­ри по хо­зяй­ству.
 С 1915 го­да он стал слу­жить пса­лом­щи­ком в хра­ме в род­ном се­ле.
3 но­яб­ря 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли Пет­ра Ва­си­лье­ви­ча по об­ви­не­нию в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции сре­ди жи­те­лей се­ла. Он от­верг все воз­во­ди­мые на него об­ви­не­ния, и то­гда сле­до­ва­тель предъ­явил ему по­ка­за­ния лже­сви­де­те­лей, но и их он ка­те­го­ри­че­ски от­рицал. То­гда сле­до­ва­тель стал рас­спра­ши­вать его о том, кто был его отец, име­ли ли они цер­ков­ную зем­лю, с ка­ко­го вре­ме­ни Петр Ва­си­лье­вич стал ра­бо­тать в кол­хо­зе, сколь­ко он за­ра­бо­тал в 1937 го­ду тру­до­дней и ли­шал­ся ли он как цер­ков­но­слу­жи­тель из­би­ра­тель­ных прав. В кон­це до­про­са сле­до­ва­тель вер­нул­ся к пер­во­на­чаль­но­му во­про­су, тре­буя, чтобы Петр Ва­си­лье­вич со­гла­сил­ся с об­ви­не­ни­ем в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции, но он это об­ви­не­ние от­верг.
17 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла пса­лом­щи­ка Пет­ра Тро­иц­кого к вось­ми го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Усло­вия за­клю­че­ния и непо­силь­ные ка­торж­ные ра­бо­ты ста­ли для него смерт­ным при­го­во­ром.
Петр Тро­иц­кий умер 13 ян­ва­ря 1938 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле непо­да­ле­ку от го­ро­да Мед­ве­жье­гор­ска в Ка­ре­лии.
Память его совершается 13 ян­ва­ря.

 

ПРОТОИЕРЕЙ ВАСИЛИЙ ХОЛМОГОРОВ

Икона священномученика Василия

Протоиерей Василий родился 25 января 1875 года в селе Андреевском Коломенского уезда в семье священника Ивана Васильевича Холмогорова.
Учился в Коломенском духовном училище, которое окончил предположительно в 1888 г., а затем в 1894 г. – Московскую духовную семинарию. В 1895 г. Василий Иванович был назначен псаломщиком в Успенский собор г. Дмитрова. В 1903 г. рукоположен во священника к Успенскому храму в селе Морозово Дмитровского уезда.
22 июня 1911 г. отец Василий был направлен служить в Никольский храм в селе Полтево Богородского уезда (ныне Балашихинский район), где был заведующим и законоучителем Полтевской церковно-приходской школы до её закрытия советской властью. В 1921 г. награждён наперсным крестом и через некоторое время возведён в сан протоиерея.
После закрытия Никольского храма властями в середине 1930-х гг. отец Василий стал служить в Преображенском храме в селе Остров Подольского уезда (ныне входит в черту Москвы).
25 ноября 1937 г. сотрудники НКВД допросили дежурных лжесвидетелей, жителей села Остров, которые дали нужные показания. 26 ноября отец Василий был арестован, заключён в Таганскую тюрьму и через день допрошен. На обвинения следователя священник категорично ответил, что контрреволюционной агитации не вёл и виновным себя не признаёт.
29 ноября следствие было закончено, и 1 декабря тройка при УНКВД по Московской области приговорила протоиерея Василия к десяти годам заключения в исправительно-трудовых лагерях.
9 января 1938 г. он прибыл в Сиблаг в Новосибирской области, а уже 16 января скончался в Сусловском отделении этого концлагеря и был погребен в безвестной могиле.
Память его – 16 января.

 


Духовная поэзия

КРЕЩЕНИЕ

Бронёю ледяной скрывается река,
Бойницей пойман луч алеющего солнца…
Соборы помнят мощь былинного полка
И воинских кольчуг закованные кольца.

Зарёй вечернею багрянятся дома,
И кремль туманами укутала зима…

Вновь колокол литой с народом говорит,
Его могучий звон Христовым зовом полон.
И голубь очертил мерцание зари;
И кажется – с небес нисходит Голос.

Крещенский мир дарует радость нам!
Приемлет иордань молитвенные рати,
И струйки ладана восходят к образам,
И сердце полнится морозной  благодатью!

Евгений ЗАХАРЧЕНКО


Святочный рассказ
ВАРЕЖКА

Иллюстрация Василия ХРУЛЁВА

У девочки Веры случилась беда: она потеряла варежку. Кто-то, быть может, скажет: подумаешь, горе! Да только варежку Вера потеряла не простую, а волшебную…
Впрочем, лучше всё рассказать с самого начала. Перед самым Новым годом к Вере приехала бабушка – погостить, пока у внучки в школе каникулы. Бабушка жила в другом городе и была маленькой, толстенькой, очень доброй старушкой с огромными очками на носу. Она очень любила вязать из шерстяных ниток разные полезные вещи и дарить их родственникам, друзьям и знакомым. Вот и сейчас, едва успев раздеться, она тут же принялась вытаскивать из старого чемоданчика обновки для Веры и её родителей. Папе – толстый лохматый свитер, тёплый, как медвежья шкура. Маме – пушистую разноцветную шапочку. А Вере – варежки.
И ничего-то в них с виду особенного не было: варежки как варежки. Красные с белой полоской. Если по-честному, подарок этот Веру не особо обрадовал. Но бабушку она любила, поэтому варежки послушно примерила.
– Ох ты, смотри… Всё-таки не угадала размер-то, – бабушка сокрушённо качала головой, поправляя сбившийся шерстяной манжет на Вериной руке. – За полгода, что не виделись, ладошка у тебя вон как выросла…
Чтобы успокоить расстроенную бабушку, Вера пошевелила в варежках пальцами и сказала:
– Не переживай, бабулечка. Видишь – вполне удобно. В следующий раз свяжешь всё точно, тютелька в тютельку.
– Эх, внучка… А вот следующего-то раза и не будет, – бабушка снова улыбнулась, но на этот раз как-то невесело. – Глаза у меня стали совсем плохие. Когда вяжу, петель не могу разглядеть даже в очках. Вот напоследок сплела тебе эти варежки кое-как, вслепую. Больше уже ничего вязать не буду. Если глаза подводят, тут уж хочешь не хочешь, а придётся другие занятия искать.
Веру эта новость очень расстроила. Варежки, конечно, вещь неудобная, кусачая, да ещё и тесная. Но теперь она готова была их носить круглый год, лишь бы бабушка видела, как пригодились её последние варежки любимой внучке. И уже совсем было собралась она заплакать, как вдруг бабушка хитро блеснула очками и поманила её к себе пальцем. Вера вскарабкалась к ней на диванчик и уткнулась носом в тёплое плечо. Бабушка обняла её и прошептала на ухо:
– А ты знаешь, что если мастерица вяжет свою последнюю вещь, то она получается у неё не простой, а волшебной?
– Нет, не знаю, – прошептала в ответ Вера. – А как это?
– Ну вот, например, если бы я напоследок связала не твои варежки, а мамину шапочку, то это была бы шапка-невидимка.
– Правда? – восхитилась Вера.
– Конечно! А ты думаешь, почему про такие шапки узнали сказочники? Так что не печалься: хоть я и не буду больше вязать, зато у тебя теперь есть волшебные варежки.
Вера с восторгом посмотрела на бабушкин подарок, покрутила ладошками перед лицом и вдруг озабоченно спросила:
– Бабуль, слушай, вот шапка такая становится шапкой-невидимкой, да? А варежки какими становятся? Тоже невидимками?
– Нет, – бабушка погладила Веру по голове, – у них совсем другое волшебство, куда более важное.
– И какое же? – допытывалась девочка.
– Они помогут тебе делать добрые дела.
– Добрые дела? – Вера задумалась. Пожалуй, шапка-невидимка ей понравилась бы больше, но тут уж ничего не поделаешь. Волшебные варежки тоже иметь приятно. Вот только волшебство у них какое-то не совсем понятное. Как это они будут помогать делать добрые дела?
– Видишь ли, в жизни часто бывает так, что человек может сделать что-то хорошее, но не делает. Пробежит мимо, думая, что у него есть более важные занятия. Или решит, что это вообще не его забота. Вот для таких случаев и нужны волшебные варежки.
– Так они говорящие! – догадалась Вера. – Они мне будут подсказывать, что нужно делать!
– Нет, – улыбнулась бабушка. – Говорящие варежки – устаревшая модель. А на эти только посмотришь, и сразу станет ясно, как нужно поступить, без всяких слов.
– Ой, бабуля, слушай, я прямо сейчас хочу попробовать! Можно я пойду погуляю?
– Ступай. И давай так договоримся: считай, что эти варежки – мой тебе новогодний подарок. Надевай их каждый день на прогулку, делай добрые дела. А через неделю, когда наступит Рождество, ты повесишь варежки на ёлку, и ночью Ангел положит тебе в них другие подарки – рождественские. Договорились?
– Да! – радостно согласилась Вера. Про Ангела она уже знала. Правда, обычно он клал подарки в Верин сапожок, который она ставила вечером под ёлку. Ну а теперь положит их в бабушкины варежки. Вера, довольная, побежала в прихожую одеваться.


И надо было такому случиться, что в первый же день она бабушкин подарок потеряла! Сняла варежки, чтобы поиграть в снежки с ребятами, засунула их в карманы шубы. Засунула-то две, а потом глядь – одной нет. Видно, вывалилась… Искала Вера варежку дотемна, да так и не нашла. И как теперь с добрыми делами быть? Ну две-то варежки подсказывали бы Вере, как правильно поступить. А чего теперь ждать от одной? Наверное, и дела у неё теперь будут добрыми только наполовину… Погоревала Вера, даже поплакала немножко, но слезами горю не поможешь. И решила она попробовать делать добрые дела хотя бы в одной волшебной варежке.
Следующим утром вышла Вера погулять. А во дворе пусто: девчонок нет, мальчишек нет, лишь позёмка снежную пыль по сугробам гоняет. Походила Вера по детской площадке, посбивала с веток сосульки, покаталась на санках с горки. Но одной кататься – что за интерес! Скучно… Совсем уже собралась она домой идти, но вдруг видит: бредёт по тротуару старушка из соседнего дома. Одной рукой на палку опирается, в другой — здоровенную сумку несёт. Сумка тяжёлая, тротуар ото льда скользкий — того и гляди упадёт. Стало Вере её жалко. Посмотрела она на свою единственную волшебную варежку и вдруг сразу поняла, что нужно делать. К старушке подошла и говорит:
– Здравствуйте! Давайте я вам помогу сумку нести.
– Как же ты мне поможешь? Ты ведь такая маленькая, а сумка вон какая тяжёлая.
Вера ещё раз на варежку посмотрела и улыбнулась хитро в ответ:
– А я её не в руках понесу, а повезу на саночках.
Сказано – сделано. Поставила старушка сумку на Верины санки, и потащила Вера чужую ношу. Вот только на словах-то всё легко сделать, а на деле оно получается не очень. Тянет Вера санки то одной рукой, то другой. А варежка-то всего одна! Когда одетой рукой везёт – ещё ничего. А когда голой – просто беда: и верёвочка в ладошку впивается, и мороз за пальцы прихватывает, и ветер ледяной обжигает… Старушка сзади с палочкой плетётся, а Вера тянет санки замёрзшей рукой и думает: «Вот же угораздило меня варежку потерять… И старушка эта со своей сумкой – ну чего ей дома не сидится? Теперь вот тащи голой рукой эти проклятые санки…». Подумала она так, и тут же ей неловко стало. Вроде дело делает доброе, а мысли какие-то злые. Видно, и вправду в одной волшебной варежке дела получаются только наполовину добрыми… Но вот уже и старушкин подъезд.
Бабушка сумку с санок сняла и говорит Вере:
– Спасибо тебе, девочка. Ты мне очень помогла, доброе дело сделала. Вере эти слова слышать было приятно. Но тут она вспомнила, о чём думала, пока санки тащила. Покраснела и побежала быстрее домой, чтобы не слушать похвалу за своё наполовину доброе дело.
А на следующий день она снова вышла во двор. Слышит: где-то кошка кричит. Пошла Вера её искать. Смотрит: на длинной изогнутой ветке ивы сидит рыжий котёнок. Маленький, весь дрожит, шёрстка от снега слиплась. Видно, забрался на дерево, а слезть не может. Сидит бедняжка на ветке и плачет от холода и страха. Стало Вере котёнка жалко. Посмотрела она опять на свою единственную волшебную варежку, подтянула брючки и полезла на иву. Летом-то она по ней сто раз лазила, а вот зимой ещё не пробовала. Оказалось, что не так-то это легко: шубка мешает, сапожки по обледенелой коре скользят, замёрзшие руки срываются… Кое-как вскарабкалась на нижнюю толстую ветку. А котёнок на ветке повыше сидит, туда уж никак не взобраться. Стала Вера его звать: кис-кис-кис! Котёнок на неё сверху смотрит, мяукает, а не слезает – боится. Что тут поделаешь? Вера осторожно встала на толстую ветку ногами. Одной рукой – той, что в варежке, – за ствол держится. А другой, без варежки, – пытается котёнка снять. А он с перепугу как вцепится ей коготками в ладошку! У Веры даже слёзы из глаз брызнули от боли и обиды: «Ах ты, гадкий какой! Я тебя спасаю, доброе дело делаю, а ты меня – когтями? Я тебе – «кис-кис», а ты мне – «цап-царап»? Пошёл прочь!» И сбросила котёнка в сугроб. Котёнок быстренько вылез из снега, отряхнулся и, довольный, побежал домой. А Вера с дерева спустилась, смотрит на расцарапанную руку и думает: «Ну вот, опять я всё своё добро испортила. Взялась котика спасать, да сама же на него и разозлилась… Видно, без второй волшебной варежки по-другому не получится».
Накануне Рождества случилась оттепель. С неба большими пушистыми хлопьями медленно падал снег – мягкий и липкий. Самый подходящий для того, чтобы лепить из него всякую всячину. Вера решила слепить снеговика. Сначала скатала из снега большой комок. Потом комок поменьше, чтобы можно было его на первый поставить. Начала делать третий, самый маленький. Вдруг смотрит: что-то в снегу блеснуло. Разгребла Вера снег, а там… колечко! Золотое! С драгоценным камешком! Вера его тут же примерила на палец – как раз ей впору. Любуется девочка колечком: то так его повернёт, то эдак. Золото на пальце блестит, камешек сверкает – красота! И тут вспомнила Вера, как перед каникулами таким же колечком хвасталась перед ребятами её одноклассница Светка: «Вот, ни у кого больше в классе золотого украшения нету, а мне подарили!» Вере тогда очень захотелось тоже иметь колечко. Но у папы и мамы такой подарок разве попросишь… Сразу скажут, что маленьким девочкам золотые кольца носить ещё рано. И вот – на` тебе! Просто чудо какое-то! Тут Вера подумала: а может, это и впрямь – чудо? Ведь завтра Рождество. Наверное, Ангел не стал дожидаться, пока Вера повесит на ёлку варежку, и послал ей подарочек заранее. Ведь правда: кто ещё мог узнать о заветном Верином желании, о котором она никому-никому не говорила? И уже собралась она бежать домой, поделиться с бабушкой своей радостью, как вдруг замерла от страшной мысли: а может быть, это никакой не Ангел? Может, это Светка-растяпа своё колечко потеряла? Уже совсем по-другому посмотрела Вера на находку и стала думать: как быть? Вере очень-очень хотелось оставить его себе. Тут вспомнила она про свою волшебную варежку. Посмотрела на неё: мол, что же ты? Давай подсказывай – как поступить? Но никаких идей от варежки на этот раз почему-то не исходило. Тогда стала Вера рассуждать: если к Светке сейчас не ходить, то можно думать, что она и не теряла ничего. А если даже и потеряла — всё равно! Кто сказал, что Вера нашла именно её колечко? На нём ведь не написано, чьё оно. Может быть, это именно Ангел подарил Вере такое же? А Светка-воображала со своим колечком тут и вовсе ни при чём? Подумала Вера так. Вздохнула. Поставила недолепленному снеговику голову на туловище, приделала глаза, воткнула морковку вместо носа… Потом развернулась и побрела к соседнему подъезду. Дверь ей открыла Светка. Глаза у неё были заплаканные.
– Тебе чего? – спросила она.
– Свет, ты своё колечко не теряла?
– Ну, потеряла. А тебе-то что?
– Ничего. Вот, держи… – и Вера протянула ей находку.
– Ой, Верочка, где ты его нашла? – Светка даже запрыгала от радости. – Спасибо тебе! Ты даже не понимаешь, какое доброе дело ты для меня сейчас сделала! Это ведь бабушкин подарок…
– Понимаю, – грустно сказала Вера и пошла вниз по лестнице.
Вечером она собралась с духом и рассказала бабушке про все свои приключения и беды: и как волшебную варежку в первый же день потеряла, и как добрые дела у неё получались только наполовину, и как напоследок варежка и вовсе перестала ей помогать. Бабушка внимательно её выслушала, улыбнулась и говорит:
– Бедная моя девочка! Заморочила я тебе голову этими варежками. Хотела просто успокоить, чтобы ты не расстраивалась. А вышло вон как… Не переживай, детка, никакие они не волшебные. Самые обыкновенные варежки из овечьей шерсти.
– Да? – удивилась Вера. – А как же тогда варежка мне подсказывала про добрые дела?
– Это не варежка. Это сердечко твоё тебе подсказывало. Просто люди его часто не слушают, торопятся. Запомни это и теперь без всяких варежек всякий раз старайся спрашивать у него, как поступить, если кто-то нуждается в твоей помощи.
Вера задумалась, а потом спросила:
– Бабушка, а почему у меня все дела получались добрыми только наполовину? Я думала – из-за потерянной варежки.
– Нет, Вера. Просто у добрых дел есть такая особенность: важно не только то, чтó человек делает, но и то, чтó он при этом думает. Сделать добрыми свои мысли – тяжелая задача. Но этим обязательно нужно заниматься. Иначе все твои добрые дела так и останутся лишь наполовину добрыми. Теперь поняла?
– Поняла, – обрадованно кивнула Вера. Она была очень рада, что всё так хорошо разрешилось с её потерей, что бабушка не сердится и что всё у них хорошо.
– А что же теперь с варежкой делать? Вдруг Ангел рассердится, что вместо двух только одна висит? И не положит в неё подарок...
– Всё-таки повесь её на ёлку, – посоветовала бабушка. – Если уж я на тебя не сержусь, то Ангел и подавно не рассердится.
– Ты думаешь? – с сомнением спросила Вера, прикрепляя варежку к пушистой еловой лапе.
– Уверена! – сказала бабушка. – Завтра утром проверим, кто из нас прав. А пока залезай скорее ко мне на диванчик. Что-то мы с тобой давно не пели нашу песню.
Вера вскарабкалась на диван. Бабушка обняла её за плечи, и они дружно затянули свое любимое: «Я на солнышке лежу-у…». А красная варежка висела на зелёной ёлке, словно нарядная игрушка. И хотя она оказалась никакая не волшебная, Вера всё равно почему-то смотрела на неё с любовью.
Александр ТКАЧЕНКО

 

История коломенских храмов
ШКИНЬ
(Окончание. Начало в №№ 5-12)
ОБЩИНА

На освящении Свято-Духовского храма

7 сентября 1991 года небольшое собрание из 24 человек – жителей Шкини, Прус, Барисова, Кузёмкина и посёлка Индустрия – организовали православное религиозное объединение. Снова затеплилась жизнь в каменной лампаде Шкини! На первых порах молебны и панихиды тут совершал настоятель Знаменского-Георгиевского храма из соседнего Непецина отец Димитрий Киреев.
А 18 марта 1996 года на приход был назначен священник Олег Горбачёв. С грустной ситуацией столкнулся отец-настоятель… Как восстанавливать огромный храм с крошечной общиной из двух десятков бабушек? Но с Божией помощью, по благословению преподобного Серафима духовная жизнь стала возрождаться. Удалось относительно благоустроить южный Никольский придел, и в нём началось регулярное богослужение. Была восстановлена кровля на храме (железо растащили кощунники-христопродавцы в 70-е годы; тогда же были украдены старинные мраморные надгробия с церковного кладбища). С восстановлением кровли здание, наконец, укрыли от непогоды.
По инициативе отца Олега была начата обширная просветительская программа: опубликована целая серия материалов по истории храма, снят фильм на Коломенском ТВ.
Была вновь обретена и открыта для поклонения могила блаженного Данилушки (с этого времени, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, шкиньская община начала сбор сведений о жизни и чудесах блаженного для предоставления в комиссию по канонизации святых).
И, что особенно важно – была отреставрирована икона Серафима Саровского. Чтимый образ воссиял в прежнем великолепии!
В 2001 году отца Олега перевели на служение в Коломну, а в Свято-Духовский храм назначили священника Иоанна Новикова.
Немало трудов пришлось приложить отцу Иоанну, чтобы вернуть прежнее благолепие порушенной святыне… Была продолжена просветительская программа, всё новые и новые публикации по истории Шкини появлялись в местной прессе; в прозе и стихах, графике и фотоснимках прославлялось величие старинной святыни. Понемногу шло обустройство и самого памятника.
В 2003 году в дни, когда праздновалось 100-летие преподобного Серафима, Коломенское благочиние провело грандиозный всеколоменский крестный ход с чтимой иконой святого. Он проходил из Шкини по всему району и городу, так что образ оставался на несколько дней в наиболее значимых храмах. Тысячи коломенцев смогли приложиться к святыне и поклониться Саровскому чудотворцу.
Промыслительные события произошли в 2008 году! В ночь с 28 на 29 января икона была похищена бандой святотатцев, которые до того осквернили несколько храмов. Это было их последнее ограбление. Расплата не замедлила: через недолгое время грабителей задержали, и уже 21 марта икона была возвращена Церкви.  
Меж тем продолжались и восстановительные работы. В 2007-09 годах церковь была, наконец, включена в Федеральную программу финансирования, и началась долгая и кропотливая реставрация. Господь в это время послал немало благотворителей и доброхотов, которые достойно продолжили путь, начатый прежними храмостроителями!
ВЕНЕЦ ТРУДОВ
Но главным покровителем восстановления церкви Сошествия Святого Духа стал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Отеческое внимание Владыки сопровождало молитвенные и строительные труды на протяжении всего последнего времени!
По благословению правящего архиерея Московской епархии в 2013 году снова состоялся коломенский крестный ход с иконой преподобного Серафима.
14 апреля 2014 года произошло учредительное собрание Попечительского совета, созданного стараниями митрополита Ювеналия. Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Александр Беглов, руководитель рабочей группы при Президенте по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения, поручил возглавить Попечительский совет своему заместителю Николаю Овсиенко. Целью совета стало содействие реставрации храма и его развитие как религиозного и культурно-исторического объекта.
Высокой символикой было наполнено 15 мая 2015 года. У стен храма совершилось освящение 10 колоколов. Шкиньские звонницы вновь обрели голос после многолетнего молчания!
А уже 1 июня 2015-го произошло поистине удивительное событие. В храмовый праздник Сошествия Святого Духа в церковь были принесены драгоценные мощи – Десница святого Георгия Победоносца из Афонского монастыря Ксенофонт! Кто ещё пару лет назад решился бы предположить, что такая реликвия может оказаться в провинциальном селе?!
Пусть внутри священное здание даже не было пока оштукатурено и вместо роскошных украшений сверкала у стен свежей зеленью листва берёзок, но молитвенное пространство ожило, оно было наполнено толпами молящихся, сонмом духовенства, где владыке Ювеналию сослужил епископ Зарайский Константин.
С этого времени престольный праздник храма отмечается как День поселения Шкинь.
Всё это усилило восстановительные работы. Одновременно шло духовное возрождение окрестностей Шкини. 4 сентября 2016-го был освящён прекрасно отреставрированный древний шатровый Ильинский храм в Прусах.
А в зимний праздник святителя Николая, 19 декабря того же года, благолепно уготованный престол Чудотворца в Свято-Духовском храме освятил сам владыка Ювеналий. Но это был лишь пролог великого торжества.
В Духов день, который в 2017 году пришёлся на 5 июня, при большом стечении народа (несмотря на дождь) состоялось Великое освящение храма. Совершал его, конечно же, сам Правящий архиерей Московской епархии. И день был ознаменован не только великолепием церковной службы. На ней присутствовали и официальные лица высокого уровня: представитель Президента РФ в ЦФО – А.Беглов, его заместитель Н.Овсиенко, губернаторы Рязанской и Костромской областей, главы Коломенского района и города… Высоких церковных наград и Благословенных грамот были удостоены настоятель храма, благотворители и организаторы праздника.
После службы пришёл черёд для музыки XVIII века (своеобразная дань памяти основателю храма – Г.Бибикову). Звучали произведения в исполнении Московского музыкального театра «Геликон-Опера», уникального Государственного рогового оркестра из Санкт-Петербурга и многих других прославленных коллективов. И в то же время проходила любопытная гастрономическая ярмарка. Её устроили так, чтобы у гостей осталось не только музыкальное, но и вкусовое ощущение – от коломенской пастилы и удивительного цветочного мороженого с нежным ароматом фиалок…
СВЯТЫНИ
Но есть нечто гораздо более важное! В результате многих трудов Свято-Духовский храм стал благодатным белокаменным реликварием для многих святынь. Это ковчежцы с частицей мощей Николая Чудотворца, с башмачком от мощей Спиридона Тримифунтского. Здесь же – редчайший ковчег с частицами Хитона Спасителя, колонны и вервий бичевания Господа, дивный образ Серафима Саровского, другие почитаемые иконы…
Теперь Шкинь полезно посетить не только гостям из Подмосковья, но, пожалуй, и со всей России! Так что, собираясь в дальние паломнические поездки, нашим землякам не лишне будет вспомнить, что здесь, рядом, находятся бесценные сокровища в древнем селе с таинственным именем – Шкинь…

Роман СЛАВАЦКИЙ

 

В ТРОИЦКИХ ОЗЕРКАХ
9 декабря состоялось учредительное собрание православного прихода села Троицкие Озерки Коломенского района. Под председательством благочинного церквей города Коломны и Коломенского округа епископа Луховицкого Петра инициативная группа местных жителей постановила создать приход Троицкого храма села Троицкие Озерки, сформировала Приходское собрание и Приходской совет. Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в новообразованный приход настоятелем назначен священник Виктор Волков.
Публикуем исторический материал о местной святыне, ныне, к сожалению, утраченной.
Ведомость о церкви Живоначальной Троицы Коломенского уезда села Троицкие Озерки за 1836 год
Построена в каком году и кем неизвестно. Зданием каменная, с таковой же колокольней, крепкая. Престол один во имя Живоначальной Троицы.
Утвари достаточно.
Причта положено издавна: священник один, дьячок один и пономарь один.
Земли при сей церкви усадебной около десятины. Пашенной и сенокосной указанная пропорция. Плана на оную не имеется, а значится в Господском плане. Вместо же принадлежащей на священническую часть земли получает священник ругу, а именно: ржи 12 четвертей; круп гречневых четверть и четыре четверика; овса 10 четвертей; свиного мяса 3 пуда; через 2 года 5 аршин сукна; сверх сего для посева в поле десятину и в двух потому же обрабатывают крестьяне. Равно и сенной покос, сколько его на часть священника принадлежит. Причетники свою часть обрабатывают сами.
Дома у священно-церковнослужителей господские, деревянные. Но пристройки и поправки собственные.
На содержание священно-церковнослужителей постоянного оклада и жалования не получается. Содержание их: у священника посредственное, а у причетников скудное.
Зданий, принадлежащих к сей церкви, никаких нет.
Расстоянием сия церковь от Консистории в 110 верстах, от Духовного правления и местного благочинного в 10 верстах.
Ближайшие к сей церкви суть: Архангельская в селе Коробчеево в 2 верстах. Николаевская в селе Парфеньеве в 6 верстах.
Приписных к сей церкви нет. Домовой в сем приходе церкви нет.
Опись церковному имуществу есть, сделана в 1821 году 1 мая. Скреплена Коломенского духовного правления присутствующим и благочинным Архангельским священником Петром Софрониевым. Утверждена печатью Духовного правления.
Приходо-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью правления даются ежегодно с 1809 года. Ведутся исправно и хранятся в целости. Копии с метрических книг с 1795 года хранятся в целости. Исповедные росписи с 1819 года хранятся в целости же.
В обыскной книге, выданной за шнуром и печатью Духовного правления 1814 года и скрепленной присутствующим оного Вознесенским священником Иродионом Стефановым писанных 56 листов, не писанных остается 6 листов.
О причте означенной церкви
Священник Евграф Федорович Архангельский, 40 лет. Дьячковский сын. По окончании курса в Перервинской семинарии был уволен с аттестатом 2-го разряда. 28 мая 1819 года посвящен Высокопреосвященнейшим Серафимом митрополитом бывшим Московским на настоящее место, за подписанием коего и грамоту имеет.
10 июня 1832 года определен в депутатскую должность.
В семействе у него жена Наталья Васильева, 35 лет. Дети их: Пелагея, читать умеет, 15 лет; Иван, обучается чтению, 7 лет; Анна 6 лет; Александра 2 года.
Дьячок Федор Михайлович Любвин, 16 лет. Дьячковский сын. По исключении из высшего отделения Коломенского духовного училища 12 ноября 1835 года определен преосвященным Исидором епископом Дмитровским во дьячка на настоящее место с посвящением в стихарь. Грамоту имеет. Холост.
Пономарь Михаил Петрович Новлянский. Сын священника. Из высшего грамматического класса Коломенской семинарии. 24 марта 1804 года посвящен в стихарь преосвященным Августином епископом Дмитровским на настоящее место, за подписанием коего грамоту имеет. Грамота в 1821 году вместе с имением у него из дома украдена. Вместо оной со 2 июля 1826 года от Консистории указ имеет.
В семействе у него жена Гликерья Михайлова. Дети их: Наталья; Никита – обучается в приходском училище; Евдокия.
О прихожанах означенной церкви
В селе Троицком Озерки отставного подпоручика Алексея Дмитриевича Ляпунова у дворовых 1 двор, 4 мужчины, 3 женщины; у его же крестьян 35 дворов, 183 муж., 204 жен.; у его же крестьян  в деревне Щегловке 11 дворов, 58 муж., 55 жен. Итого  47 дворов, 245 муж., 262 жен.
От редакции
К сожалению, общине пока не удалось найти изображение храма в Троицких Озерках. Если кто-то из читателей сможет помочь в этом, будем признательны.
Материалы предоставлены Обществом любителей истории им. священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского

 

Страницы истории
ЧЕРКИЗОВСКАЯ ХРОНИКА
(Продолжение. Начало в №№ 5-12)
СМУТА

Личные вещи Шервинских в музейной экспозиции в Старках

Без Шервинских дела в Черкизове «пошли на лад». Здесь кипела кооперативная жизнь. В журнальчике «Труд и свет», в № 4 за 1918 г. (издание Коломенского союза кооперативов, эсеровского направления) читаем: «...в с. Черкизово 5 апреля т. г. состоялось общее собрание членов об-ва, рассмотревшее годовой отчёт  за 1917 г. За отчётный год об-во сделало оборот по продаже товаров в 88 532 р. 81 к. с прибылью более восьми тысяч рублей. Из прибыли общее собрание отчислило на культурно-просветительные цели 1900 р. – сумму довольно значительную. Приветствуем это постановление, желая успеха в культурно-просветительной работе из народа и для народа».
Кооперативное движение началось в Коломенском крае задолго до революции, и большевики не сразу подмяли его под себя. Но пройдёт несколько лет – и не станет ни эсеров, ни общих собраний, а «культурно-просветительная работа» примет весьма своеобразные формы.
Владение Шервинских отобрали в 1918 году. Но ещё в 1919-м один из них побывает в Коломне. Архитектор Евгений Шервинский и художник Аникита Хотулев были командированы в Коломну и уезд как представители отдела по делам музеев и охране памятников искусства при Наркомпроссе. Обстановка в коломенском крае была тревожная, вандализм свирепствовал, и, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение памятников культуры, Шервинский и Хотулев 24 февраля 1919 года направили в Коломенский горсовет предложение организовать в Коломне музей.
Приятно осознавать, что Шервинские имели непосредственное отношение к развитию музейного дела в Коломне.
Миновала Гражданская война.
Н.И.Петропавлов в своём обширном статистическом исследовании «Коломенский уезд 1924г.» упоминает и наше село:
«Дворов 110; жителей 545. имеется групповой сельский совет, объединяющий сс. Черкизово и Подлужье; школа 1-й ступени, народный дом, совхоз УЗУ; агропункт; сельскохозяйственный кооператив; кузница; 2 церкви (каменная и деревянная)... В селении 7 фруктовых садов, из которых один промышленный».
По сравнению с семидесятыми годами XIX века численность жителей уменьшилась почти вдвое... Промышленный сад, упомянутый Петропавловым, это, конечно же, Шервинский сад, который славился необыкновенными яблоками редкого вкуса и красоты. Рассказывали, что в них на просвет можно было разглядывать семечки.
Шли годы, и неотвратимо приближалась расплата за революционный грабёж. В 1929 и 1930 годах большевистская власть ударила одновременно и по крестьянам, и по Церкви. Начались коллективизация и массовое закрытие храмов.
9 марта 1930 года Мособлисполкомом было принято решение о закрытии церквей села Черкизова и погоста Старки, поскольку от содержания их верующие якобы «отказались». Здания храмов было велено сфотографировать и «использовать в культурно-просвети-тельных целях».
Конкретные последствия культурно-просветительной политики можно видеть на примере старковского священника Григория Александровича Зачатейского. Отец Григорий родом из коломенского села Большое Колычёво. Учился в Московской семинарии. У батюшки с женой, Верой Сергеевной, было 11 детей. Поэтому, когда подошли коллективизация и голод, пришлось туго.
Священнослужение надо было оставить, но сана отец Григорий не снимал. Он поступил работать конюхом в северском колхозе. И стал едва ли не лучшим конюхом в уезде! Его лошади были самыми ухоженными. То ли из зависти, то ли по «классовым соображениям» на него стали доносить, и священник от греха подальше перебрался в Москву. Устроился в Нижних Котлах на завод драгметаллов комендантом. Тяжело давались все эти переживания. Батюшка с горя стал выпивать. И бывало, как захмелеет – поёт псалмы. Одному татарину это не понравилось – донёс.
В апреле 1937-го священника арестовали прямо на заводе, сослали его в Красноярский край. В тамошней деревне был ссыльный, о. Иоанн, у которого кончался срок; он оставил батюшке богатое наследство – хибару и курицу. В 1939 году отец Григорий успел прислать два письма и замолк. Когда стали наводить справки, узнали, что его осудили повторно и дали «10 лет без права переписки».
Вечная память отцу Григорию!..
Вечная память всем нашим замученным священникам!

(Продолжение следует)

Роман СЛАВАЦКИЙ

 


ПОДВОДЯ ИТОГИ ГОДА
20 декабря во дворце спорта «Видное» г. Видное под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось расширенное годовое собрание духовенства и мирян Московской епархии.
В нём приняли участие викарии Московской епархии архиепископ Можайский Григорий, епископы Видновский Тихон, Серпуховский Роман, Зарайский Константин, Луховицкий Петр, а также епископ Илиан (Востряков), благочинные церковных округов Московской епархии, председатели епархиальных отделов и комиссий, игумены и игумении монастырей, священнослужители и активные миряне.
Собрание посетили губернатор Московской области А.Ю.Воробьев, председатель Московской областной думы И.Ю.Брынцалов, глава Ленинского района О.В.Хромов.
Перед началом собрания в фойе дворца спорта митрополит Ювеналий и А.Ю.Воробьев посетили экспозицию, посвященную 100-летию начала гонений на Русскую Православную Церковь и 100-летию избрания святителя Тихона на Патриаршество.
В начале собрания митрополит Ювеналий совершил литию о упокоении клириков Московской епархии, почивших в 2017 году: новопреставленного протоиерея Рафаила Яганова, игумена Филиппа (Маслича), протоиерея Василия Литвиненко, протоиерея Виктора Корякина, протоиерея Николая Цуканова, диакона Святослава Дроздова, схимонахини Фаины (Полевщиковой), монаха Серафима (Арцыбушева).
Приветствуя собравшихся, Владыка митрополит передал всем благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и его молитвенное пожелание помощи Божией в служении Церкви Христовой.
Затем Его Высокопреосвященство вручил А.Ю.Воробьеву медаль «В память 100-летия восстановления Патриаршества В Русской Православной Церкви», которой он был удостоен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
А.Ю.Воробьев обратился к митрополиту Ювеналию и всем собравшимся с приветственным словом.
Затем митрополит Ювеналий зачитал доклад о деятельности Московской епархии в 2017 году.
На сегодняшний день в Московской епархии 51 благочиние. На 1191 приходах и в 24 монастырях совершают служение 1564 клирика, из которых 1441 священник и 123 диакона.
За прошедший год было освящено 15 храмов. Образовано 17 новых приходов и 1 монастырское подворье. Всего на сегодняшний день в Московской епархии 1999 храмов и 277 часовен; 734 храма и 55 часовен восстановлены из руин, а 529 храмов и 181 часовня – новопостроенные. 138 храмов и 16 часовен находятся в стадии строительства. До сих пор не переданы Церкви 16 храмов и 1 часовня. 249 храмов продолжают нуждаться в неотложной реставрации.

По окончании выступления архиепископ Можайский Григорий поблагодарил митрополита за содержательный доклад и поздравил его с наступающим 52-летием архиерейской хиротонии и 40-летием управления Московской епархией.
В связи с истечением срока полномочий прежнего состава Епархиального суда состоялось назначение и избрание его новых членов. На основании «Положения о Церковном суде Русской Православной Церкви» митрополит Ювеналий назначил в состав Епархиального суда: председателя – протоиерея Владимира Гамариса, настоятеля Христорождественского храма деревни Осташково Мытищинского района; заместителя председателя – протоиерея Вадима Суворова, настоятеля Троицкого храма поселка Удельная Раменского района; секретаря – священника Василия Лосева, клирика Никольского храма села Ромашково Одинцовского района, референта Московского епархиального управления. В состав Епархиального суда были избраны: протоиерей Владимир Янгичер, настоятель Христорождественского храма села Иудино Сергиево-Посадского района и протоиерей Евгений Каштанов, настоятель Воскресенского храма села Ашитково Воскресенского района.
В завершение собрания митрополит Ювеналий выразил благодарность архипастырям, пастырям, благочинным, председателям епархиальных отделов и комиссий, монашествующим и мирянам Московской епархии за жертвенное служение и усердные труды во славу Церкви и поздравил всех с наступающим праздником Рождества Христова и Новолетием.
Затем состоялся концерт хора духовенства Московской епархии под управлением священника Сергия Голева.

ПАМЯТИ НОВОМУЧЕНИКОВ
9 декабря в Коломенском благочинии отметили 80-летие мученической кончины священномученика Андрея Шершнева.
Божественную литургию во  Введенском храме села Чанки совершил благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр. Ему сослужил клирик Богородицерождественского Бобренева монастыря иеромонах Леонид (Шамьюнов). По окончании богослужения Владыка Петр передал прихожанам благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.
*****
15 декабря в Брусенском монастыре прошли торжества, посвященные 80-летию кончины преподобномучениц Антонины (Степановой) и Марии (Журавлевой) и 85-летию кончины преподобноисповедницы Веры (Графовой).
В этот день Божественную литургию в Успенском храме обители совершил епископ Луховицкий Петр. Ему сослужили клирики Брусенского монастыря протоиерей Андрей Рогинец, священник Алексий Сафронов, священник Илия Костин. За литургией молились игумения Екатерина (Варфоломеева) с сестрами, прихожане и паломники.
По окончании богослужения Владыка Петр передал собравшимся благословение митрополита Ювеналия. На память о торжестве все богомольцы получили иконки святых новомучениц.
*****
17 декабря в благочинии города Коломны отметили 80-летие мученической кончины священномученика Иакова Бриллиантова.
По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Божественную литургию в Богоявленском храме совершил благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр. Ему сослужили настоятель священник Виктор Волков и клирики храма. За литургией Владыка Петр совершил священническую хиротонию диакона Владимира Завалишина и диаконскую хиротонию Алексия Заики.
По окончании богослужения епископ Петр вручил юбилейные медали «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви» священнику Виктору Волкову, Р.В.Гацко, Л.Б.Дядюре, Н.Б.Мазуровой, Д.О.Савину.

В ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК
19 декабря в Коломенском благочинии отметили 170-летие освящения Никольского храма села Парфентьево.
Божественную литургию в Никольском храме в престольный праздник совершил благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр. Ему сослужили настоятель протоиерей Николай Чикунов и клирик Богородицерождественского Бобренева монастыря иеромонах Леонид (Шамьюнов).
По окончании богослужения Владыка Петр передал собравшимся благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.


В РОССИИ  И ЗА РУБЕЖОМ
Москва

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла  24‑26 января в Москве будут проходить XXVI Международные Рождественские образовательные чтения на тему «Нравственные ценности и будущее человечества».
Торжественное открытие Чтений состоится 24 января в Государственном Кремлевском дворце.  
*****
Ударно-волновой аппарат для физиотерапевтического отделения больницы святителя Алексия был приобретен на средства, пожертвованные московскими храмами вместо цветов для Святейшего Патриарха. По просьбе Первосвятителя приходы храмов и подворий Москвы и Московской области перечислили 1 млн. 735 тысяч 650 рублей.  
Центральная клиническая больница Святителя Алексия митрополита Московского – многопрофильное лечебное учреждение на 275 мест. Это крупнейшее медицинское учреждение Русской Православной Церкви. Ежегодно врачи больницы принимают около 20 тысяч пациентов, стационарную медицинскую помощь получают более 5 тысяч человек. В больнице работают 9 докторов и 19 кандидатов медицинских наук, 9 профессоров и 7 доцентов. 113 врачей и медсестер имеют высшую и первую квалификационные категории. В больнице лечатся не только москвичи, но и люди из других регионов России вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Для всех пациентов обследование и лечение проводятся бесплатно.  
Санкт-Петербург
22 декабря в храме Спиридона Тримифунтского в Адмиралтействе впервые отметили Материнскую Рахилеву субботу, посвящённую подвигу матерей, пожертвовавших собой ради спасения жизни своих еще не рожденных детей.
Специально для этого события иконописец из Петрозаводска Дмитрий Юдов написал икону "Рахиль, плачущая о чадах": в основу был взят сюжет древней фрески из Маркова монастыря в Македонии.
После литургии совершалась панихида – сугубое поминовение о мирном упокоении тех женщин, кто поставил ценность жизни ребёнка выше своей собственной, кто пожертвовал своей жизнью. В отдельный помянник записаны те, кто умер при родах, от болезней, связанных с беременностью и родами, или от тяжёлых заболеваний, при которых женщины не принимали сильнодействующие препараты, чтобы не навредить своим ещё не рождённым детям.
Поминовение названо в честь святой праматери Рахили, жены ветхозаветного патриарха Иакова, которая умерла при родах своего сына Вениамина.
Бангкок
10 декабря Епископ Звенигородский Антоний  освятил первый православный храм на острове Пханган в Сиамском заливе на юге королевства  Таиланд.
Однокупольная церковь во имя преподобного Серафима Саровского построена там примерно за полтора года на средства верующих. На острове постоянно проживают около 400 человек представителей русскоязычной диаспоры. В туристический сезон, традиционно приходящийся на зимние месяцы, их количество возрастает до 2-2,5 тыс. человек.
В Таиланде, где более 90% населения исповедуют буддизм, за последние годы открылись уже десять православных церквей, а паства включает в себя немало местных жителей. В курортной Паттайе, где русская община представлена наиболее широко, действуют уже два прихода. Православные храмы есть на островах Пхукет, Самуи и Чанг, в курортном городе Хуахин, самая северная таиландская церковь открыта в провинции Чиангмай. В провинции Ратчабури расположен мужской монастырь. А три года назад в Бангкоке открылся Свято-Никольский собор.
Иерусалим
Израильские археологи обнаружили под Иерусалимом руины древнего византийского монастыря и церкви возрастом 1,5 тысячи лет с хорошо сохранившимися цветными мозаиками.
Раскопки проводятся в центре страны, в 30 километрах от Святого града в районе населенного пункта Бейт-Шемеш.
По словам руководителя раскопок Биньямина Сторхана, речь идет о большом монастыре с церковью V-VII веков нашей эры. Древний комплекс находится чуть севернее от долины ха-Эла, которая известна как место, где произошло сражение Давида и Голиафа.
На полу древних строений археологи обнаружили цветные мозаики, а также древние кресты, подсвечник, осколки мраморных оконных решеток, рыболовный крючок, керамические изделия и украшения.

По сообщениям информагентств

«БЛАГОВЕСТНИК» №1-2018