«БЛАГОВЕСТНИК» №9-2017
 
И СНОВА К ЗНАНИЯМ

Молебен в Успенском соборе

1 сентября в Коломне торжественно отпраздновали начало нового учебного года. По сложившейся традиции в этот день наш город посетил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Праздник открылся молебном об учащих и учащихся в Успенском кафедральном соборе. Владыке митрополиту сослужили ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин, благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр, настоятель Успенского собора протоиерей Николай Качанкин, преподаватели семинарии в священном сане, духовенство храмов города.
За богослужением молились глава городского округа Коломна Д.Ю.Лебедев, начальник городского управления образования Л.Н.Лунькова, начальник городского управления по культуре и туризму Н.В.Панин, заместитель главы администрации городского округа Н.В.Маркелова, учащиеся коломенских школ, преподаватели и студенты семинарии.
После молебна митрополит Ювеналий напутствовал всех молящихся архипастырским словом. На память и в благословение от владыки каждый получил иконку святителя Николая Чудотворца.
Священники окропили святой водой всех взрослых и ребят. А на Соборной площади детвору угощали мороженым.
Из Успенского собора архипастырь направился в школу №3, расположенную на Соборной площади Коломенского кремля. Здесь уже много лет учащиеся получают углублённые знания основ православной культуры.
В актовом зале школы состоялся концерт, посвящённый Дню знаний. С началом учебного года детей поздравили глава городского округа Коломна Д.Ю.Лебедев, начальник городского Управления образования Л.Н.Лунькова, директор школы Е.В.Грачева. Митрополит Ювеналий произнёс напутственное слово школьникам, учителям и родителям и вручил первоклассникам памятные подарки. В завершение владыка Ювеналий дал первый звонок.
*       *       *
В Коломенской духовной семинарии митрополит Ювеналий возглавил торжественный акт, посвящённый началу нового учебного года.
Акт открыл ректор КДС епископ Зарайский Константин. Он огласил Поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла учащим и учащимся духовных школ Русской Православной Церкви с началом учебного года, проинформировал о результатах вступительных экзаменов в Коломенскую духовную семинарию и кадровых изменениях в составе преподавателей.
Затем с приветственными речами выступили почетные гости: заместитель министра образования Московской области Ю.В.Картушин, глава городского округа Коломна Д.Ю.Лебедев, депутат Московской областной думы, ректор Государственного социально-гуманитарного университета профессор А.Б.Мазуров, президент Ассоциации педагогов духовно-нравственной (православной) культуры профессор Л.Л.Шевченко. С заключительным словом к участникам торжества обратился митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Торжественный акт завершился концертом хора семинарии под управлением преподавателя священника Сергия Голева и общим фотоснимком на память.

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Роман СЛАВАЦКИЙ

15 сентября исполняется 60 лет одному из ключевых авторов и сотрудников «Благовестника» – Роману Вадимовичу СЛАВАЦКОМУ (ГАЦКО).
Не только коломенцы, но и жители всего Подмосковья знают его как большого труженика на литературной ниве: талантливого писателя, поэта, историка, краеведа, летописца, патриота родной земли.
Уже много лет он воспевает в слове  древнюю и славную Коломну, её святыни, богатую и уникальную историю и культуру.
От всей души поздравляем Романа Вадимовича с юбилеем.
Желаем ему здравия, помощи и милости Божией на многая и благая лета!
Фото Ю.Колесникова

 

Молодёжь и Церковь
ФОРПОСТ

Слёт «Форпост»

10-14 августа при  храме Рождества Христова в Апраксино под Коломной прошёл православный молодёжно-подростковый слёт «Форпост». Участниками слёта стали юные прихожане храмов Коломны и Коломенского района. Духовное окормление осуществлял настоятель Михаило-Архангельского храма протоиерей Георгий Муравлев, ответственный в благочинии города Коломны за работу с молодёжью.
Для тридцати участников был проведен пятидневный интенсив, включающий образовательную программу по истории Русской Православной Церкви, психологические тренинги по профориентации, творческие мастерские. Ребята снимали видеоролики, ставили мини-спектакли, пели под гитару у костра, проводились спортивные игры. В один из дней была совершена миссионерская литургия, во время которой участники слета причастились Святых Христовых Таин. Завершился слёт в первый день Успенского поста. Благодарственный молебен совершил благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр.
 

СЛОВО УЧАСТНИКАМ СЛЁТА

Арсений Суханов:
– Молодёжно-подростковый слёт "Форпост" очень впечатлил меня. Там было идеально всё: весёлые ведущие, интересные задания и игры, познавательные презентации. Оттуда не хочется уезжать, а уехав, мечтаешь вернуться. Считаю нужным сказать огромное спасибо организатору лагеря – Анастасии Александровне Киселевой – за интересные идеи, а также отцу Георгию за вкусные и оригинальные блюда, которые он готовил на ужин, и, конечно, богослужения, молитвенные правила и духовные наставления.
Степан Шутков:
– Мне очень понравилась программа слета "Форпост": беседы, тренинги по профориентации, спортивные и творческие мероприятия, спектакли и песни под гитару. Надеюсь попасть туда ещё раз! Большое спасибо всем ведущим и организаторам!
Варвара Персикова:
– На слете"Форпост" мне понравились очень ведущие и все мероприятия, которые проходили каждый день. Всё было очень весело!!! Спасибо большое за 5 интересных и весёлых дней. Это проведённое время запомнится надолго!!!
Татьяна Хрулева, ведущая:
– Нам выпала возможность поучаствовать в организации молодёжно-подросткового православного слёта. На разработку программы ушло немало времени и сил, но это стоило того, потому что современным детям из православных семей просто необходим такой досуг. С нашей задачей мы справились – ребята и девчата счастливы. А самый верный показатель того, что ты правильно сделал своё дело – это улыбки и тёплые слова детей.
На слёте я была одновременно в нескольких ипостасях: с одной стороны – частью команды, собранной Анастасией Александровной, которая это удивительное событие организовала; с другой – мамой двух детей-участников слёта; и наконец,  какой-то частью, – тем подростком, для которого этот слёт и проводился, когда, уйдя от суеты текущей жизни, мы – взрослые и дети – погрузились в глубокие темы проживания культурных и нравственных ориентиров нашей жизни, и это не высокие слова.
Задача слёта была отнюдь не развлекательная. Темы поднимались серьёзные, глубокие и жизнеобразующие: за пять дней охвачены разные стороны нашей жизни – Путь к храму, Мы и Церковь, Подвиг и Мужество, Талант и Призвание, Любовь и Семья.  
Ребята не просто читали притчи, но обсуждали их, инсценировали в виде мини-спектаклей, смотрели постановки других групп. Они не просто говорили о семье и порой непростых взаимоотношениях ребёнка и родителей, но искали острые темы и разыгрывали их. Говоря о жизненном профессиональном пути – снимали видеоролики о профессиях, что давало им более глубокое погружение в жизнь людей, выбравших эту специальность. Проходя сначала шуточный, а потом и более серьезный квест в лесу – приобщались к теме героизма и преодоления трудностей. А постоянное присутствие с нами отца Георгия, который не только и не просто совершал службу, а говорил с ребятами на понятном им языке, мог приготовить удивительный ужин и накормить нас вечером у костра, придавало слёту чувство благословления свыше.
Но это не значит, что наш слёт был исключительно серьёзным и нравоучительным! Да, беседы были вдумчивыми, литургия – торжественная, темы некоторых спектаклей очень глубокими, а песни вечером у костра – мудрыми и философскими. Но атмосфера дружелюбия и веселья царила постоянно и заряжала.
Анна Малиновская, психолог:
– Как специалист-психолог я провела с подростками несколько занятий на тему профессионального самоопределения. С радостью наблюдала за пробуждением интереса ребят к проблеме самопознания, понимания важности изучения себя и своих возможностей для дальнейшего развития.
Как маме двух девочек мне было радостно наблюдать за тем интересом и восторгом, с которыми они принимали участие во всех занятиях, играх, беседах, за душевным подъёмом после служб. «Я теперь  чувствую Бога в своём сердце. Я могу поверять Ему свои тайны», – сказала мне дочка после литургии.
Анастасия Александровна, вдохновитель слета и руководитель этого действа, умудрялась координировать все действия, вдохновлять ведущих, усмирять разбушевавшихся ребят, лечить царапины и быть мамой своих малышей, что были с нами. А ребята-организаторы просто невероятны! Они талантливы, умны, обаятельны,  изобретательны и пользовались большим авторитетом и признанием у детей.
Будучи сама крещённой во взрослом возрасте и относительно недавно, я сначала с любопытством, потом с интересом, а затем и с воодушевлением погрузилась в мир, где в виде бесед, игр, спектаклей, песен детям передавали на уровне чувств и эмоций  глубокие православные ценности, о которых они читают в Библии, слышат от старших, но которые порой воспринимаются лишь нормативными правилами.
Моя старшая дочка в начале лета была в одном из «продвинутых» лагерей Подмосковья, который она очень любит и посетила во второй раз. Так она сказала, что на слёте ей понравилось больше: «Тут ребята другие. Они не ругаются и всегда готовы поддержать, если что-то не получается». Это чувство поддержки и дружелюбия от детей произвело на неё большое впечатление. Младшая дочь сдержанна в своих эмоциях, но она уже спрашивает, будет ли слёт в следующем году. О, очень хочется верить! И участвовать, и организовывать его!
Сейчас мы вернулись домой, наполненные и обогащённые настолько, что думаешь, как бы не расплескать. И напитались мы именно для того, чтобы с этим духовным наполнением жить дальше!

 

Мартиролог
К 80-летию со дня кончины священномучеников Григория и Димитрия
ЕПИСКОП ГРИГОРИЙ

Владыка Григорий

Епископ Григорий (в миру Александр Алексеевич Лебедев) родился в Коломне 24 ноября 1878 г. Отец его, Алексей Михайлович Лебедев (1843-1914), в сане протоиерея служил в Успенском Брусенском женском монастыре в Коломне. Семья была большая – у будущего владыки было четыре брата и три сестры. Добрая и благочестивая мать заложила в душу Александра семена веры и молитвы. Она рано умерла от воспаления легких, и дальнейшее воспитание детей полностью взял на себя отец. Он брал мальчика с собой в монастырь, где тот находился весь день под присмотром монахинь, с радостью посещал продолжительные монастырские службы. Интересно, что одна из монахинь обители предсказала юноше архиерейство.
Дом Лебедевых на улице Лажечникова (бывшей Почтовой) сохранился. На нём установлена мемориальная доска.
Александр с большими успехами закончил Коломенское духовное училище. Имея прекрасные способности и старание, он ежегодно получал награды за учёбу и примерное поведение. Учащиеся относились к нему с любовью и почтением. Будучи человеком глубоким, собранным и серьёзным, Александр Лебедев вместе с тем был общительным и внимательным в отношениях с семинаристами. Летом ежегодно ходил из Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, а из Коломны – в Старо-Голутвин монастырь и в Спасскую мужскую обитель Рязанской епархии.
В 1898 г. он окончил духовную семинарию и стал готовиться к поступлению в Московскую духовную академию.
По благословению отца Александр поступил послушником в Богородицерождественский Бобренев монастырь близ Коломны, где участвовал в чтении и пении во время всех богослужений.
На вступительных экзаменах в академию он выполнил задание, но, считая себя недостаточно подготовленным, прервал испытания и вернулся в Коломну. Вскоре уехал в Казань и поступил послушником в местный Спасо-Преображенский мужской монастырь. В 1899 г. поступил в  Казанскую духовную академию, которую окончил по первому разряду в 1903 г., и был назначен преподавателем гомилетики и литургики в Симбирскую семинарию.
Переехав затем в Москву, продолжил педагогическую деятельность: работал в Кадетском корпусе и в 3-й Московской гимназии, а позже – в Николаевском Сиротском институте. В 1918 г. Сиротский институт был преобразован в 165 Московскую трудовую школу, которую Александр Алексеевич одно время возглавлял. В 1919 г. он заведовал почтовым сектором в Главном лесном комитете.
Чувствуя иное призвание, Александр Лебедев покинул Москву. Рождественским постом он был пострижен в монахи с именем Григорий епископом Варфоломеем (Ремовым) в Зосимовской пустыни Владимирской епархии.
Вскоре его перевели в Свято-Данилов московский монастырь. Здесь его наставником стал епископ Феодор (Поздеевский), управлявший в те годы обителью. Здесь он прошёл путь от иеродиакона до архимандрита.
2 декабря 1923 г. Святейший Патриарх Тихон в Москве рукоположил архимандрита Григория в епископа Шлиссельбургского, викария Петроградской епархии. Одновременно владыка Григорий был назначен наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Это было время особой активности врагов Церкви – обновленцев. И здесь епископ Григорий явился стойким защитником Православия, заботился о сохранении традиций монашеского благочестия. В эти годы он сблизился с замечательным насельником обители – иеромонахом Варнавой (Муравьевым) (впоследствии – преподобным Серафимом Вырицким).
Епископа Григория в Петрограде дважды арестовывали. Первый раз в декабре 1924 г. как наместника Лавры по обвинению за неуплату налогов и продажу лаврской ризницы. На суде владыка держался мужественно. Получил небольшой срок и был освобождён 17 апреля 1925 г. Второй раз епископа Григория арестовали 31 марта 1927 года. Но вскоре дело было прекращено за недостаточностью состава преступления, и владыка вышел на свободу 19 ноября 1927 г.
В это время в церковной среде уже возникли и постепенно нарастали споры вокруг «Послания» (Декларации) Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 29 июля 1927 г. Епископ Григорий не принял Декларацию и за богослужением поминал только Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), ныне священномученика, хотя с митрополитом Сергием старался сохранять нормальные и непредвзятые отношения.
13 марта 1928 г. владыка написал трогательное письмо митрополиту Сергию, в котором выражал глубокую скорбь в связи со сложившейся ситуацией в Церкви и просил освободить его от должности наместника Александро-Невской Лавры и уволить на покой.
«Я покидаю Лавру, – писал он митрополиту Сергию, – которой отдал свою душу, где было пролито столько слёз, пережито столько горя, но где вместе с тем осязалась невидимая милосердная рука Божия, где молитвы были от сердца... Я покидаю горячо любимый мною клир, всегда воздававший мне не по заслугам – своею преданностью, любовью и послушанием... Пусть простят меня, я буду молить их об этом. Пусть все поймут, что я бессилен сделать что-либо другое. Вот почему покойна моя совесть. Пусть меня судит Господь».
Епископ Григорий уехал на родину, в Коломну, где много работал над богословскими трудами, среди которых центральное место занимает экзегетическое сочинение «Благовестие святого евангелиста Марка (Духовные размышления)».
Несколько месяцев 1932 г. и начало 1933 года Владыка Григорий провёл в подмосковном поселке Жаворонки. Весной 1933 г. он поселился в Кашине. Время  проходило в основном в богословских занятиях. Владыка заботливо окормлял своих духовных чад, которые приезжали к нему. В Кашине святитель Григорий посещал собор благоверной княгини Анны Кашинской, но служил дома.
16 апреля 1937 г. епископа Григория арестовали. Его обвинили в том, что он руководит фашистско-монархической организацией в Кашине. На допросах владыка отверг все обвинения. «В совершающемся со мною вижу Божию волю. Принимаю её только как премудрую, милосердную», – писал владыка незадолго до ареста.
13 сентября 1937 года епископ Григорий в числе 50 человек был  приговорен Тройкой Кашинского УНКВД к расстрелу. Через четыре дня он был казнён. Память его празднуется в день кончины – 17 сентября.


 
ДИАКОН ДИМИТРИЙ

Отец Димитрий. Расстрельное фото

Священномученик Димитрий родился в 1884 г. в селе Макшеево Коломенского  уезда Московской губернии в семье диакона Василия Троицкого. По окончании в 1901 г. (по другим данным в 1900 г.) Коломенского духовного училища он служил псаломщиком в Преображенском храме в селе Починки Егорьевского уезда Рязанской губернии (в 1922 г. оно вошло в состав Московской губернии). В 1924 г. был рукоположен во диакона к этому же храму.
В 1930 г. за невыполнение возложенного на отца Димитрия как на священнослужителя повышенного обязательства по сдаче зерна он был приговорен судом к полутора годам высылки за пределы Московской обл. Вернувшись по окончании срока в 1932 г. в Починки, он снова стал служить диаконом в Преображенском храме.
В январе 1933 г. власти арестовали настоятеля Преображенского храма священника Александра Боброва, диакона Димитрия и наиболее активных прихожан. Отец Димитрий отказался признать себя виновным в «антисоветской агитации против мероприятий советской власти в деревне», уклонился от дачи показаний против других обвиняемых. На вопрос о характере отношений со священником и разговоров с ним отвечал: «...Вследствие плохой памяти беседы и их темы помнить не могу, а потом я вообще стараюсь от них отвлекаться. Определить... политическое настроение священника... по отношению к советской власти не могу».
Невиновность диакона была очевидна. Однако 19 мая 1933 г. Особая тройка ОГПУ приговорила его к трём годам ссылки в Казахстан. Его отправили в Алма-Ату.
В 1936 г. диакон Димитрий вернулся из ссылки в с. Починки. Так как его дом конфисковали, он поселился в церковной сторожке вместе с женой, которая работала сторожем при Преображенском храме. Из-за подорванного в тюрьме и ссылке здоровья он больше не мог служить диаконом и подал за штат, оставаясь ревностным прихожанином.
В 1937 г. в органы НКВД на отца Димитрия стали поступать различные доносы. 6 сентября он был арестован вместе со священниками Александром Бобровым и Николаем Федюкиным.
Находился в тюрьме в г. Егорьевске, затем был переведён в Москву. На допросах отказался признать себя виновным в «антисоветской агитации».
19 сентября Особая тройка УНКВД по Московской области приговорила диакона Димитрия Троицкого вместе с двумя иереями к расстрелу. В праздник Рождества Богородицы 21 сентября 1937 г. он был казнён и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Память священномученика совершается 22 сентября.
 


Страницы истории
ЧЕРКИЗОВСКАЯ ХРОНИКА
(Продолжение. Начало в №№ 5-8)
ГИЛЯРОВ

Успенская церковь (фото начала ХХ в.)

«Неопознанный гений», «чрезвычайный ум» – таковы характеристики, данные современниками Никите Петровичу Гилярову-Платонову (1824-1886). И эти определения вполне подходят нашему земляку! Выдающийся русский философ, богослов, публицист-славянофил, профессор Московской духовной академии, издатель «Современных известий» – одной из самых популярных газет своего времени, талантливый писатель...
Но сейчас он интересует нас прежде всего как увлекательный мемуарист, которому принадлежит едва ли не самый яркий портрет Черкизова.
КНЯЖЬЕ ИМЕНИЕ
Гиляров писал о нём: «Это было второе родное гнездо, не моё, но нашего рода. Длинный ряд княжеских домов, почти на версту в длину, разнообразной, но замечательно изящной архитектуры и притом расположенных с щепетильной симметрией, а впереди их три церкви, две по бокам и одна в середине, перед главным княжеским домом. Таков был вид Черкизова с Москвы-реки, на которой оно расположено. В стороне от княжеской усадьбы, тоже по берегу, рассыпаны крестьянские избы, в несколько слобод, то есть улиц, все смотревшие зажиточно».
Он описывает «изящный дворец, который бы сделал честь любому губернскому городу и не посрамил бы даже столицы, псарный двор в виде замка с башнями, оранжереи...» Экзотические фрукты выращивались там, особенно славились персики.
НА РУГЕ
От причта черкизовских церквей и по мужскому, и по женскому коленам происходит род Гиляровых.
«Для всей ружной церкви князь искал попа видного и с голосом». Ведь Успенский престол был дворцовой церковью Черкасских. «В одном из своих многочисленных имений он нашёл такового и перевёл в Черкизово. Это был Фёдор Никифорович, мой прадед. Фамилии у него, разумеется, не было, и грамоту он знал плохо; но он поддерживал блеск княжеского двора».
Недаром Гиляров с такой родственной иронией и таким насмешливым вниманием описывает детали черкизовского быта.
«Средняя церковь пред княжеским дворцом была «ружная». Строитель-князь, он же зодчий всего ряда хором, не пожелал молиться вместе со своими «рабами», но хотел иметь свою церковь и своего попа, которого посадили на «ругу», то есть на жалованье. Словом – церковь плебейская и церковь патрицианская. Если князь не жаловал крестьянского храма, то и крестьяне не почитали (и доселе, кажется, не почитают) Успенской княжеской церкви, неохотно ходили и ходят в неё молиться, несмотря на то, что она была тёплая, имела придел с печью, тогда как Соборная оставалась нетопленою по зимам».
Внешний вид священника, подобно прочему «обслуживающему персоналу», отличался блеском. В частности, прадед Феодор, как с усмешкой вспоминает Гиляров, обязан был носить башмаки и чулки «наподобие бального кавалера». Князь подносил богатые подарки домовому иерею. Среди отцовского наследства Гиляров припоминает дорогие камышовые трости с серебряными набалдашниками.
Отцу Феодору наследовал Матфей Фёдорович (дед Гилярова). От него происходил Пётр Матвеевич Никитский, отец писателя.
БОЛОНА
По женской линии род Гиляровых был связан с Соборо-Богородицкой церковью. Древняя, деревянная, она была поновлена в начале XIX века и выкрашена в белый цвет, в тон усадьбе. Позднее церковь выкрасили в красный цвет, и в обиходе она будет называться просто Красной.
Итак, с материнской стороны прадедом Гилярова был Михаил Сидорович Болона. «Болона» часто означает: балабон, болтун. Может, виной этому прозвищу – излишняя разговорчивость?
Среди нищего сельского духовенства гиляровский предок выделялся чрезвычайно.
«Болона был замечательный человек в своей окружности; он слыл богатым: у него были сапоги! Да, сапоги, и это считалось признаком достаточности, потому что большинство попов одевалось в лапти и валенки. И Михаил Сидорович ходил также в валенках, но сапоги у него были и стояли в алтаре. Он надевал их на время служения... Была ли у него ряса, предание умалчивает. Вероятнее, что нет... Михаил Сидорович ценил свою состоятельность и не прочь был ею похвалиться... В праздники, когда собирались у него гости из окружного духовенства, он водил их в светёлку, подымал крышку сундука и показывал рубли. Да, серебряные рубли были в диковинку сельскому духовенству, быт которого совсем не отличался от крестьянского...»
В эту патриархальную эпоху у сельских батюшек ряс «и в заводе не было». Да и зачем? Приезжая к архиерею в Коломну, брали рясу напрокат у знакомых священников.
Дочь Болоны, Мария, выдана была в Москву за Феодора Руднева, дьячка, известного своим причудливым нравом. За одну из его проделок его разжаловали в солдаты. Мария Михайловна с детьми вернулась к отцу в Черкизово. Младшая её дочь и была сосватана за молодого семинариста, сына батюшки из соседней княжеской церкви Успения, молодого Петра Михайловича.
МОЛОДЫЕ
«Благословили, и 19-летний жених каждую субботу в канун праздника отправлялся к невесте в Черкизово. И не с пустыми руками выдавал прадед Маврушу: из заветного сундука сто серебряных рублей приготовлено было к выдаче в приданое, не говоря о полном хозяйстве, лошади с упряжью, коровах, овцах и вдобавок готовое место, да ещё в кругу родных...»
Однако жизнь нового батюшки не заладилась. Отца Петра рукоположили во священника в 1799 году. И всё же... «...Служба оказалась не очень весёлою. Курная изба с дымом, режущим глаза, краюха чёрного хлеба вместо денег за требы... в довершение всего холодная церковь. В храмовый праздник, 26 декабря, руки примерзали к кресту и губы к потиру».
К тому же деревенская родня стала насмехаться над городским батюшкой, совершенно бестолковым в хозяйстве. Пришлось отделяться; пусть бестолковый дом, но свой.
ИХ СИЯТЕЛЬСТВА
Знакомство нового священника с владельцем Черкизова началось с конфуза. «Как быть должно, с поступлением на место молодой соборный поп первым делом отправился на поклон в княжеские палаты, к владетельному князю Борису Михайловичу Черкасскому, бригадиру в отставке, обладателю многих тысяч душ в окружности, не считая имений в других губерниях. Застенчивый Пётр Матвеевич растерялся, не зная как ступить, как сесть, и рад был, что аудиенция продолжалась всего несколько минут. Откланявшись князю, направился мой родитель по паркетному, отроду невиданному полу к выходу, и можно вообразить его смущение, когда вместо двери он наткнулся на стену. Чопорная симметрия, в какой расположены были все княжеские покои, сказалась и здесь: с двух боков гостиной были одинаковые двери, и одни из них фальшивые. При входе уже закружилась голова у трепещущего иерея, и он не помнил, откуда зашёл. Пренебрежительно-покровительственный голос князя вывел моего отца из смущения, князь указал настоящие двери».
1812 ГОД
В Старках под изящной беседкой из кованого железа рос и украшался княжеский некрополь. В 1812 году в семейном склепе была похоронена П.Д.Черкасская. Позднее на усыпальнице появится мраморный саркофаг с витиеватой надписью:
«Под сим камнем лежит тело Статской Советницы Княгини Прасковьи Дмитриевны Черкасской, родившейся 1778 года октября 2 (?) дня скончавшейся 1812 года июня 27 дня…»
*       *       *
Между тем грандиозные мировые дела шли своим чередом. На просторах России полыхала Отечественная война. Князь Б.М.Черкасский в числе других помещиков ставит воинов в Московское ополчение. Но француз приближался, и уже видны были страшные отсветы московского пожара.
А в Черкизове эти события имели свой, отчасти комический, оттенок. Черкизовцы, ожидая француза, днём уходили в лес и ставили дозорных, а на ночь возвращались в оставленные дома. Нелепость действий очевидна: если бы неприятель подошёл к Черкизову, неужели бы он не обнаружил наивных крестьян? Жители села напоминали мемуаристу одного местного телка, который, проходя через тёмные сени, зажмуривал глаза, отчего страх становился несколько меньше. К счастью, телячьи хитрости не пригодились – Наполеон так и не вступил в коломенские пределы.
ДВАДЦАТЫЕ ГОДЫ

Храм Собора Богородицы. Начало ХХ в.

«Позднеалександровская» эпоха в столицах кипела вольномыслием. А в черкизовской глуши тем временем происходили большие перемены, главным образом – строительного характера. Статский советник Борис Михайлович Черкасский воспылал демократическою мыслью объединить свою домовую церковь с приходом Соборо-Богородицкого храма. Он предложил епархиальному начальству Соборную церковь разобрать, приход перевести к Успению, а престарелому Болоне подыскать другое место. Неизвестно почему, то ли по просьбам прихожан, то ли по предложению епархии, но решение было в конце концов несколько изменено. Приходы объединили, но Соборо-Богородицкий храм в уважение к древности и в «память благочестивых вкладчиков» оставили в качестве приписного к Успенскому.
В 1821 году проводятся грандиозные строительные мероприятия. Во-первых, Успенский храм и колокольню соединили, воздвигнув обширную трапезную с двумя приделами. Во-вторых, Соборо-Богородицкая церковь была «материально перестроена». Что означает эта формулировка, и много ли осталось в планировке храма от древней постройки – сейчас трудно определить, поскольку здание не сохранилось...
А вот об Успенской церкви надо сказать подробнее. Она совершенно изменила свой прежний пышный облик. Колокольню возвысили до четырёх ярусов. Алтарь обнесли суровой дорической колоннадой, звонницу украсили такими же колоннами. Постройку увенчали классическим карнизом. Всё дышало здесь героическим ампиром, и лишь стройная ротонда напоминала о временах роскошного барокко.
Один из престолов трапезной – Знамения Божией Матери – был освящён в 1825 году, но, забегая вперёд, мы скажем о храмовом убранстве, чтобы потом не возвращаться к этому вопросу. В своей книге «Прогулка по древнему Коломенскому уезду», изданной в 1840-е годы, Н.Иванчин-Писарев, старый романтик и знаток здешней истории, так описывает успенские реликвии.
«Замечательны утвари и иконостас придельной Знаменской церкви. Они перешли из Московского дома Княгини Феодосии Львовой, рождённой Милославской. Этот дом стоит и поныне в Москве, в Китае-городе, в Черкасском переулке. Неизвестно, как он достался упомянутой Княгине; но сказывают, что некогда он был пожалован Царём Алексием Михайловичем вместе с церковью... князю Черкасскому... Царские врата этого придела цельные кипарисные. По левую сторону оных стоит образ Знамения Пресв. Богородицы, низанный жемчугом и осыпанный драгоценными камнями, и в нём части Св. Мощей. За престолом икона Богоматери Святогорския с надписью: "Повелением Великого Государя царя и Великого Князя Феодора Алексиевича"... Есть старинные серебряные лампады, ковши и блюда с надписями большой вязью, требующими времени для разобрания. На одном блюде вырезано чётко: "Блюдо Князя Стефана Васильевича Ромодановского". Это был двоюродный брат К.Григория Григорьевича и К.Михаила Григорьевича Ромодановских-Черкасских, из коих первый был главным предводителем войска в Чигиринском походе, упомянутый выше сего крест, в золотом ковчеге с каменьями, не есть ли тот самый, который Патриарх Иоаким вручил этому Боярину и воеводе на Красной площади, благословляя его войско в поход? В Летописи сказано, что он был подобен тому, который явился в небесах Царю Константину. Эта святыня могла после того перейти в руки Кн. Михаила Олегуковича, первого владельца села Черкизова, после убиения Кн. Григория Григорьевича и сына его Кн. Андрея Ромодановских в стрелецком бунте».
Проверить догадки Иванчина мы уже не сможем, реликвии по известным причинам не сохранились.
Возвращаясь к Черкизовскому духовенству, надо сказать, что треволнения, связанные со строительством и объединением приходов, не лучшим образом отразились на стариках-священниках. В 1822 году умерли и Матвей Семёнович, и Никита Фёдоров. К этому времени отца Петра не было в Черкизове, он уже занимал место в коломенском храме Никиты Мученика. В этом приходе и родился в 1824 году будущий бытописатель Черкизова Н.П.Гиляров-Платонов. А в Успенскую церковь перевели в 1824 году отца Павла Никифорова. При нём-то и освятили Знаменский придел в 1825 году. Ему довелось стать свидетелем кончины князя Бориса.
Но похоронили барина не в Черкизове, а в более престижном месте – в Старо-Голутвине монастыре.
Однако этим черкизовская хроника не заканчивается…
(Продолжение следует)
Роман СЛАВАЦКИЙ



 


История коломенских храмов
ШКИНЬ
(Продолжение. Начало в №№ 5-8)
ХРАМ

Храм в Шкини. Реконструкция

Исполинские размеры священного здания ошеломляют. Его протяжённость с запада на восток – 40 метров! Это едва ли не самая большая церковь Коломенского края и, несомненно, –  лучшее в уезде воплощение архитектуры эпохи классицизма.
Поистине римским великолепием веет от этих стен! Кирпичная основа богато украшена белым камнем. Из него сделано пышное восьмиколонное полукружие, обрамляющее апсиду снаружи, из него же созданы три четырёхколонных портика у южного, северного и главного – западного – входов. Белым камнем отделаны карнизы и треугольники фронтонов, пилястры на ротонде, две звонницы и резная «корона» на самом верху – под главкой.
Сочетание громадной ротонды с двумя звонницами заставляет вспомнить об архитектуре северной столицы. Недаром многократно отмечалось внешнее сходство нашей постройки с главным собором Александро-Невской Лавры в Петербурге.
Центральная часть выстроена в пять световых ярусов, отчего внутреннее пространство буквально залито потоками света. Изнутри храм производил не меньшее впечатление. Вошедший через центральные западные врата попадал в крестообразное пространство. Через просторный «дромос» – коридор трапезной, взгляд устремлялся к центру, над которым парил грандиозный, пронизанный сияющим воздухом купол. А направо и налево шли рукава креста, также увенчанные прекрасными арками и сводами.
Голова кружится при одном взгляде на эту красоту! Кажется, само небо опустилось на землю, чтобы принять вошедших в свои объятия. Должно быть, похожие чувства испытывали наши предки-русичи, впервые вступившие под свод царьградского храма…
Веяло в клубах ладана солнечное сияние под куполом, отражалось в центральном иконостасе, образа которого были украшены вызолоченными ризами с цветными огоньками камней…
*       *       *
Когда Коломенская епархия была упразднена, местные храмы и благочиния перешли под управление владыки Платона (Левшина), который с тех пор стал именоваться Митрополитом Московским и Коломенским. К нему-то и обратился в двадцатых числах февраля 1800 года с прошением Г.И.Бибиков. Главный, летний, храм, судя по контексту, уже был освящён. Но теперь были подготовлены боковые престолы.
«Того ради Вашего Высокопреосвященства всепокорнейшее прошу в трапезе означенные два придела: во имя Чудотворца Николая и Архистратига Михаила, снабдить священными антиминсами повелеть, по установлению Святыя нашея Церкви, освятить, и на сем моем прошении учинить милостивую Вашего Высокопреосвященства резолюцию».
Церковноначалие не замедлило с ответом.
«Указ Его Высокопреосвященства митрополита Московского и Коломенского Платона из Московской Духовной консистории члену Казанского собора протопресвитеру отцу Димитрию, во исполнение Святейшего Синода резолюции, последовавшей по прошению генерал-майора и кавалера Гаврилы Бибикова, об освящении вотчины его, Коломенской округи, села Шкини, вновь устроенной каменной, во имя Сошествия Святаго Духа церкви, по устроению приделов Николая Чудотворца и Архистратига Михаила, Московской Духовной Консисториею постановляется означенные устроенные приделы на вновь отправляемых антиминсах освятить и по освящении Консистории рапортовать.
Марта 5-го дня 1800 года».
*       *       *
Первым настоятелем новопостроенного храма стал отец Павел Григорьев.
О разделе церковной земли, а также составе и содержании клира свидетельствует соответствующий договор.
«1800 года февраля 29 дня мы, Коломенской округи, церкви Архистратига Михаила, что села Шкини священно-церковнослужители с прихожанами учинили добровольное согласие. В рассуждении продовольствия, в сходность законов на следующих положениях: во-первых, церковную землю, обрабатываемую раньше крестьянами, 33 десятины, отдали прихожанам, включая лугов, а что сверху законной земли за излишеством имеется, эту оставили себе. Означенные прихожане обязуются производить нам жалование 400 рублей.
К сему руку приложили: священник Павел Григорьев, диакон Илья Иванов, дьячок Николай Иванов, пономарь Иоанн Петров.
От прихожан означенного села Шкини, за неумением их грамоте и по их просьбе Прокофий Данилов руку приложил».
*       *        *
Так уж случилось, что недолго оставалось здешнему ктитору радоваться новой прекрасной святыне. В 1803 году Гавриил Ильич Бибиков скончался и был похоронен в московском Новодевичьем монастыре. Не суждено было Шкини стать вторым Гребневым….
Село перешло в собственность его супруге – Екатерине Александровне (урождённой Чебышёвой, 1766-1833).
*        *       *
Затем село переходит в собственность сына Г.И.Бибикова – Дмитрия Гавриловича (1792-1870). Но он не мог уделять достаточного внимания архитектурному обустройству вотчины. Дмитрий Гаврилович унаследовал военные таланты отца: участвовал в Турецкой войне, а потом и в кампании 1812 года.
Русский биографический словарь 1908 года так описывает его подвиг, потрясающий воображение:
«В 1812 г. Бибиков сражался под Витебском, Смоленском и Бородином. В последнем бою он в качестве адъютанта генерала Милорадовича просил принца Виртембергского выслать его начальнику подкрепление; на вопрос принца, где найти Милорадовича, Бибиков указал место левой рукою, и в то же мгновение эта рука была оторвана ядром; не теряя присутствия духа, он поднял правую руку и, сказав: «Сюда поспешите», пал раненый и в эту руку, а также и в грудь».
Бибиков чудом остался жив, покинув военную службу, прославился на гражданском поприще. Он был генерал-губернатором Киевской, Подольской и Волынской губерний, а в 1852-55 годах занимал пост министра внутренних дел.
После отмены крепостного права хозяйство у наследников Д.Г.Бибикова не заладилось, и в 70-е годы они продали имение купцу Клееву за 22 000 рублей. Героическая эпоха Шкини уходила в прошлое. Эту землю прославили иные, духовные, подвиги.
(Продолжение следует)

Роман СЛАВАЦКИЙ

 

Дорога к храму
Образ Богородицы в Русской Иконографии
(Продолжение. Начало в №8)

Толгская икона Богородицы

Евангелие даёт немного сведений о жизни Богородицы, хотя мы видим Её в самых важнейших событиях, связанных с земным путём Христа и историей нашего спасения: Благовещение, посещение Марией Елизаветы, Рождество Христово, Сретение, обретение Отрока во Храме, брак в Кане Галилейской и т. д., вплоть до Распятия и Воскресения. Тема Марии в Евангелии звучит всегда рядом с темой Христа, причем то ярко, то словно отходя на второй план. Её тихое присутствие окрашивает повествование в нежные тона, помогая воспринимать все события в их какой-то особой глубине: «и слагала все слова сии в сердце своем» (Лк. 2.51).
Те события, которые лежат за пределами описанных в Евангелии, вошли в иконописную традицию из апокрифических источников – Рождество и Детство Марии из Протоевангелия Иакова, Успение из Евангелия от Никодима и другие источники. Историчность этих текстов не безупречна, но Церковь всегда видела в них большой назидательный смысл, и потому они сохранились в Предании. На основе Писания и Предания сформировались богородичные праздники, вошедшие в церковный литургический год, а также выкристаллизовалась иконография этих праздников.
На сложение богородичной иконографии оказал влияние и Ветхий Завет, вернее, та богословская традиция, которая видела в Ветхом Завете прообразы Нового Завета. Так, например, образ Богоматери зеркален образу Евы в Библии: как через женщину вошёл грех, а с ним смерть, так и через женщину входит в мир спасение, рождается Спаситель. Точно так же и Христос называется Новым Адамом. Непослушание одной искупается послушанием другой. Многие образы Ветхого Завета, начиная с Неопалимой Купины, из которой вещал Бог Моисею, вплоть до видений пророков, в той или иной степени богословская традиция относит к образу Богородицы (на этих библейских реминисценциях построена поэтика Акафиста Богоматери).
Со времен блаженного Августина образ Богоматери ассоциировался также и с образом Церкви: как через Её тело воплотился Бог для того, чтобы стать одним из нас, так и мистическое Тело Христово связывается с Богородицей. Экклезиологический аспект образа Богоматери тесно связан с Софией.
«Премудрость созда себе дом» (Пртч. 9.1) – тема Премудрости из книг Соломоновых Притч разнообразно преломляется в иконографии, но именно христоцентризм иконы не позволил перейти рубеж: в иконографии София не смешивалась с Богородицей, София в иконе тождественна Логосу (Христу).
Жития святых, писания святых отцов также были материалом для создания иконографии Пречистой.
Сюжеты, включавшие в себя изображение Богородицы, в христианском искусстве появляются довольно рано: уже в живописи катакомб мы находим сцены Благовещения (катакомбы Прискилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себастьяна III-IV вв.). Часто встречается сцена Поклонения волхвов. В немногочисленных, дошедших до нас предметах прикладного искусства мы также находим сюжетные сцены, включающие фигуру Богоматери. Причём уже в иконоборческую эпоху мы видим вполне сложившуюся иконографию. Примером тому могут служить т.н. Ампулы Монцы из Боббио – серебряные сосуды небольшого размера для благовоний, которые были подарены около 600 г. королеве лангобардов Теоделинде. Ампулы эти украшены сюжетными композициями, в которых мы узнаем иконографические схемы, хорошо известные до сих пор. Сцены Благовещения, Крещения, встречи Марии и Елизаветы, жены у гроба Господня, Вознесение, Рождество и другие вполне каноничны.
*       *        *
Первые иконы Богоматери в собственном смысле слова появляются, по всей видимости, после Эфесского собора 431 года. Этот собор осудил Нестория, который до конца не признавал соединения в Личности Христа двух природ – божественной и человеческой, а потому отрицал Богоматеринство Девы Марии, называя Её «Христородицей», а никак не Богородицей. Собор догматически утвердил за Марией право называться Богородицей, т.к. через рождение Иисуса от Святого Духа Мария участвует в тайне Боговоплощения. Несколько из ранних икон Богоматери были привезены с Синая в прошлом веке епископом и ученым Порфирием Успенским. На одной из них представлена Дева Мария с Младенцем Христом на коленях, сидящая на троне в окружении ангелов и святых Феодора и Георгия. Икона написана пастозно, в стиле позднеантичной живописи, но в ней уже есть и новые черты, не известные античности – особое внимание к лику, фронтальный разворот и жест руки Марии, указывающей на Младенца Христа.
В ранних мозаиках также встречается изображение Богоматери – церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V в.), Сант Аполинаре Нуово в Равенне (VI в.), Панагия Ангелоктиста на Кипре (VII в.), Успения в Никее (VIII в.), Св. Софии в Салониках (IX в.) и т.д. Среди ранних фресок следует указать церковь Санта Мария Кастельсеприо в Италии (VII-VIII вв.).
В эпоху расцвета христианского искусства – на вершине средневековья – образ Богоматери был самым излюбленным во всех уголках христианского мира – от Испании до Армении, от Сирии до Германии. Но самые, пожалуй, тонкие и гармоничные образы Богородицы созданы в Константинополе. В мозаиках Святой Софии мы встречаем разнообразные иконографические типы, начиная от образа Богоматери с Младенцем Христом на престоле, изображенного в апсиде (876 г.), вплоть до Богородицы из деисусной композиции на южной галерее (XII в.). Византийское искусство знает немало и замечательных богородичных образов, запечатленных в иконах. Одна из них, получившая впоследствии наименование «Владимирской», прибыла на Русь и здесь стала эталоном иконописания.
Одним из ранних и наиболее распространенных в восточнохристианском искусстве был иконографический тип Богоматери на троне – Царицы Небесной. В таком виде Богоматерь представлена на Синайской иконе VI в. из монастыря св. Екатерины. Рядом стоят святые Георгий и Федор. Сзади трона – архангелы. Подобный тип можно видеть и в мозаиках Святой Софии в Константинополе. Этот тип преобладал и в итало-греческой иконографической традиции. На Руси же он получил менее широкое распространение. Иногда встречается в монументальной живописи (например, ферапонтовские фрески). Среди ранних русских икон такого типа наиболее известна Богоматерь Толгская XIII в.
*       *       *

Ярославская Оранта

На Руси вследствие многих причин, которые до конца ещё не исследованы, гораздо большее распространение получили поясные иконы Богоматери, хотя написание фигуры в рост или сидящей на троне также не исчезало из иконографии, но было по большей части использовано в монументальных композициях – во фресках и в иконостасе. Икона на Руси выполняла совершенно особую функцию – она была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются, и спутником жизни, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение. Обилие икон в русских церквах и домах верующих по сей день удивляет иностранцев (даже православного исповедания).
Иконы Богородицы тем более были любимы, что Её образ близок народной душе, доступен, ему открывалось сердце, может быть, даже больше, чем Христу. Это происходит порой оттого, что в народном сознании господствуют атавистические представления о Боге – Грозном Судии и Богоматери – вечной Заступнице, способной смягчить гнев Божий. Безусловно, это имеет под собой основание: в Евангелии первое чудо Христос совершает именно по просьбе Матери, как бы уступая Ей в Её ходатайстве за простых людей. Однако в народной фантазии пределы такого ходатайства могли принимать несоразмерные масштабы, искажающие образ Христа. Тем не менее, зная любовь народа к Богородице, Ее близость человеческому сердцу, порой наивному в своей детской вере, Церковь учила народ Божий через богородичные иконы. И при всей доступности этого образа лучшие иконы содержат глубочайший богословский смысл. Образ Богородицы сам по себе столь глубок, что богородичные иконы оказываются одинаково близки и простой неграмотной женщине, в любви своей к Матери Божией принимающей каждую богородичную икону за самостоятельную личность, и интеллектуалу-богослову, усматривающему даже в самых простых каноничных образах сложный подтекст.
Условно всё многообразие типов икон Богоматери с Младенцем можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из граней образа Божией Матери. Иконографическая схема является выражением богословской идеи.
Первая группа – тип иконографии «Знамение» (сокращенный и усечённый вариант – Оранта). Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип, и связан он с темой Воплощения. В основе иконографической схемы лежат два текста: из Ветхого Завета – пророчество Исайи: «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил» (Ис.7.14) и из Нового Завета — слова Ангела в Благовещении: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1.35). В этих словах открывается нам тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы, рождения Сына Божия от земной женщины. Это находит своё выражение в иконографической схеме: Мария представлена в позе Оранты, то есть молящейся, с воздетыми к небу руками; на уровне Её груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила, находящегося в лоне Матери. Богородица может быть представлена в рост, как на иконе «Ярославская Оранта, Великая Панагия», или по пояс, как в «Курской Коренной» или в новгородской «Знамение», это не так существенно. Важнее другое – соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, что передаёт одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек. «Чрево Твое пространнее небес», – так величается Богородица в Акафисте. Мы Её видим в момент предстояния Богу: «Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему» (Лк.1.38). Её руки подняты в молитвенном порыве (этот жест описан в Книге Исход.17.11). В ярославской «Оранте» этот жест повторён и в фигуре Младенца, только Её ладони раскрыты, а положение пальцев Эммануила иное – они сложены в благословение. В других вариантах Знамения Младенец в одной руке держит свиток – символ учения, другой благословляет. Одежды Богоматери традиционные – красный мафорий и синее нижнее одеяние. Таковы одежды Богоматери на всех иконах (за редким исключением), и, напомним, их цвета символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, Её земной природы и небесного Её призвания. В ярославской «Оранте» одежды Богородицы заливает золотой свет (изображенный в виде крупного ассиста), что является выражением потоков благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. По обе стороны от Марии изображаются силы небесные – либо архангелы с зерцалами в руках (ярославская «Оранта»), либо синий херувим и огненно-красный серафим. Присутствие в композиции ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. отцов, не воспринял ангельский образ, но облёкся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поётся: «Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим».
(Продолжение следует)
Ирина ЯЗЫКОВА,
кандидат искусствоведения



 

ЖИЗНЬ ЕПАРХИИ
Москва

23 августа в Богородице-Смоленском Новодевичьем монастыре под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось заседание Попечительского совета Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь.
Заседание открылось приветственным словом митрополита Ювеналия.
Затем к собравшимся обратился сопредседатель фонда губернатор Московской области А.Ю.Воробьев.
Митрополит Ювеналий в своём слове подчеркнул, что за период существования Фонда реставрационные работы завершены уже в четырёх храмах, и эти храмы освящены. На сегодняшний день в завершающей стадии находятся ещё два храма, и это храмы, которые были в руинах. В трёх храмах завершены противоаварийные работы по ранее разработанным на средства Фонда проектам. Реставрационные и противоаварийные работы в рамках Фонда продолжаются ещё по пяти храмам. На средства Фонда была разработана проектно-сметная документация по семи храмам.  
Затем с докладом о деятельности Фонда выступил протоиерей Михаил Егоров.
По итогам обсуждения Попечительский совет признал деятельность Фонда удовлетворительной, обсудил возможности и способы финансирования деятельности Фонда и механизмы решения первоочередных задач по восстановлению подмосковных храмов, нуждающихся в срочной реставрации.
Коломна
15 августа в Михаило-Архангельском храме состоялось собрание духовенства благочиний города Коломны и Коломенского округа. Благочинный епископ Луховицкий Петр ознакомил собравшихся с циркулярами митрополита Ювеналия. Ответственные за направления церковного служения в благочиниях выступили с докладами о своей деятельности. Была объявлена благодарность клирикам, активно участвовавшим в реализации духовно-просветительского проекта «Подвиг новомучеников Церкви Русской». Обсуждался ход реставрационных работ в Борисоглебском храме города Коломны, который восстанавливается силами городских приходов. В рамках собрания состоялся пастырский семинар «Мусульманские общины в Коломенском районе», проведенный доктором исторических наук, профессором Р.А.Силантьевым.
Луховицы
19 августа, в день праздника Преображения Господня, епископ Луховицкий Петр совершил великое освящение Казанской церкви в селе Алпатьево и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Преосвященству сослужили благочинный церквей Луховицкого округа протоиерей Кирилл Сладков, благочинный церквей Озерского округа священник Евгений Кочетков, настоятель Троицкого храма города Коломны священник Иоанн Качанкин, настоятель Казанского храма села Алпатьево священник Виктор Троянов. За богослужением молились глава городского округа Луховицы В.Н.Барсуков, первый заместитель главы В.А.Фролов, прихожане храма. По окончании Божественной литургии Владыка Петр передал собравшимся благословение митрополита Ювеналия и вручил епархиальные награды прихожанам, особо потрудившимся в деле возрождения святыни. Настоятель священник Виктор Троянов был удостоен благодарственной грамоты. В этот же день Владыка принял участие в торжествах, посвященных 60-летию города Луховицы.
Казанский храм села Алпатьево построен в 1872 г. В советское время он был закрыт и переоборудован под клуб. В 1990-х гг. его вернули верующим. Силами местных жителей к великому освящению были завершены реставрационные работы.

 

В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ   
Москва

В праздник Успения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.
28 августа – день 100-летия открытия Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., на котором было принято общецерковное решение о восстановлении Патриаршества. По благословению Предстоятеля и в соответствии с решением Священного Синода в этот день во всех храмах Русской Православной Церкви за литургией совершалось молебное пение прославленным во святых членам Священного Собора, открытие которого пришлось в 1917 году на праздник Успения Пресвятой Богородицы, и заупокойное молитвенное поминовение других членов Священного Собора.
*       *       *
2 августа российские десантники в 87-ю годовщину создания ВДВ прошли крестным ходом в честь небесного покровителя Илии Пророка по улице Ильинке на Красную площадь.
Божественную литургию в храме пророка Божия Илии на бывшем Новгородском подворье, что в Китай-городе, совершил первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве митрополит Истринский Арсений.
По окончании богослужения от Ильинского храма на Красную площадь прошел крестный ход с участием представителей руководящего состава, военнослужащих и ветеранов ВДВ. На Лобном месте был совершен молебен.
Севастополь
Президент России Владимир Владимирович Путин во время своей рабочей поездки в Севастополь посетил Свято-Владимирский собор в Херсонесе.
В сопровождении премьер-министра России Дмитрия Медведева и председателя Патриаршего совета по культуре, наместника Московского Сретенского мужского монастыря, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова), под звон колоколов президент вошёл на соборную площадь.
Высокие гости посетили нижний храм собора и познакомились  с его историей. Владимир Путин осмотрел храм и помолился у иконы праздника Преображения Господня.
Афон
Подходит к завершению строительство первого на Афоне храма во имя преподобного Паисия Святогорца.
Святыня созидается в созданной по благословению преподобного Паисия келии Воскресения Христова в Капсала на Святой Горе.
Работы по строительству храма начались в июле 2016 г., вскоре после канонизации старца. Уже завершено возведение стен и купола, ведутся внутренние отделочные работы. Ожидается, что они будут закончены уже через несколько месяцев.  
Проект был разработан и осуществляется старцем Евфимием, который является духовным чадом святого Паисия Святогорца и старца Исаака, который также был учеником этого почитаемого святого нашего времени.
Баня -Лука
В главном городе Республики Сербской (Босния и Герцеговина) начинается строительство русско-сербского храма.
Освящение фундамента новой святыни будет приурочено к 100-летию мученической кончины Российского императора Николая II и его семьи.
Город возьмет на себя коммунальные услуги и другие затраты по эксплуатации храма и культурного центра.
Проект пятикупольной церкви с шатровой колокольней выдержан в русском стиле. В храме будет три придела: во имя Преображения Господня, Царственных страстотерпцев и святых Симеона и Саввы Сербских, родоначальников династии Неманичей.
*       *       *
Первые инициативы по строительству храма-памятника в благодарность Российскому императору Николаю II высказывались сербскими ветеранами Первой мировой войны. Немало сербов из Боснии и Герцеговины были призваны в австрийскую армию, а оказавшись на фронте, попали или добровольно сдались в плен русской армии. Многие из них вошли в состав сформированных славянских и сербских корпусов, а закончили войну в рядах освободителей Родины. Именно эти ветераны горели желанием построить храм в благодарность защитнику единоверных славян Николаю II, убиенному большевиками в 1918 г.
Однако тогда этой задумке не суждено было осуществиться ввиду экономических трудностей и начала Второй мировой войны. Во времена Социалистической Югославии этот проект было невозможно осуществить по политическим причинам, а следующей попытке его осуществления помешала война 1992-1995 гг.
Керкира
В столице греческого острова Корфу с 10 по 13 августа прошёл второй Международный благотворительный фестиваль христианской культуры «Россия – Греция. Вместе сквозь века». Одно из ключевых событий фестиваля – большой гала-концерт – состоялся в день памяти Святителя Спиридона на главной площади города.
В гала-концерте приняли участие филармонический оркестр «Мандзарос», Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Л.Г.Зыкиной, хор воспитанниц Николо-Сольбинского женского монастыря «Сольба», участники и лауреаты международных конкурсов и фестивалей. Состоялся показ короткометражных фильмов о России.
В программе фестиваля – выставка «Непобедимый адмирал: святой праведный воин Федор Ушаков», подготовленная совместно с Российским государственным военно-историческим архивом, и фотовыставка «Владимир Путин: штрихи к портрету», подготовленная совместно с информационным агентством «ТАСС».
В этом году фестиваль «Россия – Греция. Вместе сквозь века» приурочен к 200-летию со дня смерти адмирала Федора Ушакова, освободителя Корфу и Ионических островов. В марте 1799 года штурмом русской эскадры под командованием Ушакова завершилось освобождение Ионических островов от французских войск. В рамках фестиваля у памятника Федору Ушакову организаторы открыли Аллею памяти и дружбы.
Таллин
Интерактивные сферические панорамы храмов Эстонии представлены на сайте Эстонской Православной Церкви. Представлены все 33 храма Эстонской Православной Церкви и Пюхтицкого Успенского женского монастыря. Основу проекта составляют интерактивные сферические панорамы. С их помощью можно вместе с внешним видом каждого храма рассмотреть уникальное убранство внутренних помещений, а также с высоты птичьего полета полюбоваться неповторимым видом церквей и их окрестностей.
Каждая епархия может почерпнуть опыт создания небольших храмов разной конструкции. Помимо фотоматериалов на сайте есть описания святынь, их история.
По сообщениям информагентств

 

По святым местам
Паломнические поездки из Коломны

Паломническая служба приглашает в новые путешествия.
7 и 28 сентября. Псков. Печоры. Крыпецкий монастырь. Изборск. Камно. Талабские острова. 3 дня + дорога. Стоимость 7600 р. + ж-д билет.
о. Талабск (бывший Залита). Храм Николая Чудотворца (XVIII в.). Посещение кельи и могилки батюшки Николая Гурьянова. Троицкий кафедральный собор Пскова. Знакомство с храмами города. Посещение Иоанно-Богословского Крыпецкого и Псково-Печерского монастырей,  «Богом зданных» пещер и Святой горки (по благословению). Древний Изборск, посещение крепости, святых источников, Рождественского и Никольского храмов. Погост Камно: Георгиевский храм (XV в.), могилка «старца в миру» о. Валентина Мордасова.
9 сентября. Оптина пустынь. Клыково. Шамордино. 2 дня. Стоимость 3600 р.
15 сентября. Казань. Раифа. Свияжск. 2 дня + дорога. 6500 р. + ж-д билет.
Казань:  Экскурсия по древнему городу с посещением православных храмов. Обед в кафе города с мастер-классом по приготовлению национального блюда.
Раифа: Раифский монастырь – Чудотворная Грузинская икона Божией Матери. Древние храмы монастыря. Свияжск: Город-музей на острове. Православные храмы 16 века (сохраненные фрески времен царя Иоанна Грозного),  музеи.
23 сентября. Годеново. Переславль-Залесский. 1550 р.
Посетим храм св. Иоанна Златоуста в с. Годеново, монастырь Сошествия Креста в с.Антушково; Свято-Никольский женский монастырь в Переславле-Залесском и Свято-Никитский мужской монастырь; святой источник преподобного Никиты Столпника.
30 сентября. Коломна для своих! 1000 р. Авторская экскурсия с посещением храмов и монастырей города.
2 октября Израиль. 8 дн/ 7 нч. 48 000 р. Один свободный день в Иерусалиме!
 В стоимость входит: авиабилет, 2-разовое питание, проживание в 2-3-х местных номерах, страховка, автобус по Израилю, экскурсионное сопровождение. Другие даты поездок: 04.09.17 (из ШРМ, стоимость 53тыс.); 09.10.17 (из ДМЕ); 16.10.17 (из ДМЕ); 13.11.17 (из ШРМ); 20.11.17 (из ДМЕ); 05.12.17 (из ШРМ). Группы сопровождает священник.
7 октября. Сергиев Посад. На праздник преподобного Сергия Радонежского. Ночная исповедь у священников Лавры. Ранняя Литургия (в 05:00). Выезд в 22:00, возврат в Коломну 08.10.17 в 10-11:00.  Стоимость 1550 р.
14 октября. Кострома. Нерехта. 2 дня + дорога. 6000 р. + ж-д билет (2500-3000 руб. в плацкарте).
Кострома: Анастасьинский Богоявленский монастырь, храм св. Александра и Антонины Римских (единственный в мире храм в честь этих святых), Ипатьевский монастырь, храм Вознесения-на-Дебре.
Нерехта город-музей: «Каменное ожерелье Нерехты» — так говорят о семи храмах города, пять из которых на сегодняшний день являются действующими. Троице-Сыпанов монастырь, Успенская Тетеренская пустынь (монастырь).
Некоторые святыни Нерехты: Мощи преподобного Пахомия Нерехтского; венец с мощей великомученицы Варвары; чудотворная икона Божией Матери «Боголюбская», явленная на водах реки Бобровец.
21 октября. Новый Иерусалим. Аносин монастырь. 1550 р.
Новый Иерусалим  – вся местность вокруг монастыря, храмы и скиты – подобие святых мест в Палестине. В центральном храме Ново-Иерусалимского  монастыря – копии Голгофы и Кувуклии. Под стенами обители река Истра символизирует библейский Иордан, близлежащие холмы – святые горы Елеон и Фавор. Скит патриарха Никона.
3 ноября. Воронеж. Елец. Задонск. Костомарово (Дивногорье). 2 дня + дорога. Стоимость 5500 р. + ж-д билет. Воронеж:  Благовещенский  собор, мощи свт. Митрофана Воронежского. Задонск:  Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Мощи свт. Тихона. Задонский Свято-Тихоновский Преображенский
женский монастырь. Свято-Тихоновский Богородицкий
Тюнинский женский монастырь. Три святых источника.
Елец: Знаменский монастырь на Каменной горке. Святой источник. Воскресенский собор. Казанский и Великокняжеский храмы. Дивногорье:  уникальные пещерные храмы, Успенский мужской и Спасский женский монастыри.
18 ноября. Москва. 1550 р. Покровский монастырь (мощи блаженной Матроны Московской). Елоховский собор (чудотворная икона Богородицы «Казанская»).
2 декабря. Москва. Кремль. Патриаршие Палаты. Оружейная палата (возможно  –Алмазный фонд). Стоимость 2700 р. Экскурсия по внутренней территории Кремля и Архангельского собора, по Патриаршим Палатам и Оружейной палате. Отдельно оплачивается трансфер до Москвы (650-800р туда-обратно). Можно присоединиться к группе в столице.
16 декабря. Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород. 1550 р.
Бесценным сокровищем этого храма были фрески и иконы, написанные прп. Андреем Рублевым.
Все программы на сайте www.паломничество-коломна.рф  
Запись в поездки 89031364376 (МТС) и palomnichestvo2000@yandex.ru