С ДВАДЦАТИПЯТИЛЕТИЕМ!

За четверть века вышло 294 номера газеты



ОБРАЩЕНИЕ
МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО ЮВЕНАЛИЯ

к авторам и читателям православной газеты «Благовестник» в связи с 25-летием издания
Дорогие братья и сестры!
Сердечно поздравляю редакционный коллектив, авторов и читателей православной газеты «Благовестник» со знаменательным юбилеем! Двадцать пять лет назад Ваше издание стало первой церковной газетой в Подмосковье.
Посылая апостолов на проповедь, Господь напутствовал их словами: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16,15). Сегодня, как и почти 2000 лет назад, это назидание по-прежнему остаётся актуальным.
Вот уже четверть века «Благовестник», следуя своему названию, несёт миру и людям свет Евангелия Христова, раскрывает суть православного вероучения, объясняет смысл богослужений и Таинств, знакомит с жизнью подвижников благочестия, открывает новые страницы истории наших храмов и монастырей. Особое внимание газета уделяет освещению подвигов и наследия новомучеников и исповедников Церкви Русской.
На страницах без малого трёхсот выпусков газеты создана целая летопись возрождения церковной жизни на Коломенской земле.
Много сделано, но не менее предстоит сделать. Важно донести Евангельскую весть до каждого человека, передать её от сердца к сердцу. Важно, чтобы слово, исполненное веры и надежды, вдохновляло читателей на жизнь во Христе, восстановление порушенных святынь и созидание новых, на духовное возрождение и преображение нашего народа.
Желаю всем вам, возлюбленные, дальнейших благословенных успехов на поприще просвещения.

С любовью о Господе

ЮВЕНАЛИЙ, МИТРОПОЛИТ КРУТИЦКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ

 

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА ВМЕСТЕ!

Расширенное заседание редколлегии. 2002 г.

Дорогие наши читатели! Перед Вами юбилейный номер православной газеты "Благовестник". Двадцать пять лет назад 30 октября 1992 года вышел первый выпуск. Родилась первая церковная газета в Подмосковье. Давайте же вспомним, как всё начиналось.
Инициаторами создания газеты стали прихожане Успенского собора – участники православного братства Дмитрия Донского. В начале 1990-х годов многие из них сознательно пришли к вере, стали активными членами Церкви. Им очень хотелось поделиться с миром радостью познания Бога, хотелось помочь нашему народу вновь обрести веру истинную, свою историю, свои святыни...
Но сделать это через светские газеты оказалось невозможно. Несмотря на декларированную тогда повсюду демократию и свободу слова, мнение людей верующих, церковных никто не хотел слушать, тем более публиковать. В одной из редакций нам прямо заявили: "Не хотим, чтобы наши читатели становились верующими!"
А мы, авторы и сотрудники газеты, как раз очень хотим, чтобы люди не погибали в неверии, грехах и злобе, а спасались в Церкви, стремились стяжать любовь Христову. И поэтому решили создать свою газету: православную, свободную, зависимую только от совести и этики христианской.
Первым редактором стал настоятель Успенского собора и председатель православного братства Дмитрия Донского протоиерей Николай Качанкин.
У истоков нашего издания стояли коломенские православные писатели Валерий Королёв и Роман Гацко (Славацкий), староста Успенского собора Людмила Григорьевна Печенкина (впоследствии игумения Брусенского монастыря Анастасия), прихожане Игорь Бычков, Ираида Михайловна Анисимова, Елена Петровна Воинова...
В первые годы макет газеты делал известный коломенский журналист, краевед и писатель Анатолий Иванович Кузовкин, а художественное оформление в стиле книжной миниатюры XVII века выполнил народный художник России Михаил Абакумов.
Позже в газете стали плодотворно трудиться Зоя Семёновна Пожетных, Татьяна Михайловна Козлова, Ольга Сергеевна Королёва, Владислава Соловьёва, Татьяна Персикова, Михаил Страхов, Валерий Ярхо, Павел Прошлецов...
В последние годы появились новые авторы: Сергей Колоухин, Маргарита Пильщикова, Михаил Воробьёв...
Огромная благодарность за многолетнее сотрудничество ректору Государственного Социально-Гуманитарного университета доктору исторических наук профессору Алексею Борисовичу Мазурову.
Много лет корректором трудится Наталья Алексеевна Гераскина.
Иллюстрации для газеты создают коломенские художники Василина Королева и Василий Хрулёв.
Время неумолимо движется. И наш долг – молиться о тех, кто отошёл ко Господу. Вечная память игумении Анастасии, писателю Валерию Королёву, гениальному живописцу Михаилу Абакумову, замечательному фотохудожнику Юрию Колесникову, авторам Вадиму Гацко и Надежде Ходаковой, сотруднице Светлане Залесновой, музыковеду Наталье Кочетковой, чтецу Богоявленского храма Зинаиде Ильиной.
За эти годы изменился логотип газеты. Появились постоянные рубрики: "Молодёжь и Церковь", "Церковь и общество", "Жизнь с Богом", "Дорога к храму", "Православие в мире", "Церковь и школа" и другие.
В Интернете много лет действует и постоянно обновляется электронная версия газеты.
Полные подшивки "Благовестника" есть в главных книгохранилищах страны: Российской государственной библиотеке в Москве, библиотеке Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге, Синодальной библиотеке.
По подписке нашу газету получают все коломенские учебные заведения и библиотеки.
У нас есть постоянные читатели в Сербии (Белградский университет), во Франции (Свято-Сергиевский институт в Париже), в Нидерландах (приход святителя Николая в Амстердаме), в Греции (институт им. А.С.Пушкина в Афинах), в США (Свято-Троицкая семинария в Джорданвилле).
В 2001 году редакцию возглавил благочинный протоиерей Владимир Пахачев, а протоиерей Николай Качанкин стал заместителем главного редактора.
Надо заметить, что учредители нашего издания – Успенский кафедральный собор и православное братство Дмитрия Донского. Поэтому на них лежит основная финансовая нагрузка, в первую очередь типографские расходы.

Рабочее заседание. 2012 г.

Нельзя не отметить жертвенность трудов наших авторов и сотрудников. Ведь на самом деле гонорары и поощрения у нас чисто символические. Низкий им всем поклон!
В 2016 году главным редактором газеты стал епископ Луховицкий Петр, викарий Московской епархии, благочинный церквей г. Коломны и Коломенского округа.
И все двадцать пять лет Господь сподобил меня трудиться в нашем издании выпускающим редактором.
Вообще-то "Благовестник" – это уникальный проект. Нам неведомо, есть ли ещё такие издания, которые четверть века держатся, можно сказать, на одном энтузиазме создателей?
В каждом номере вы найдёте рубрику "История коломенских храмов". Сколько уникальных страниц из жизни наших приходов и обителей открыла миру наша газета? Не пересчитать! И эти материалы часто становятся основой для издания книг о коломенских святынях.
"Благовестник" сыграл важную роль в возвращении верующим коломенских храмов: Воскресения Словущего, Николы Гостиного, Покровского, Великомученика Никиты и многих других.
На наших страницах впервые прозвучала мысль о необходимости строительства храма в микрорайоне Колычево.   
"Благовестник" одним из первых стал публиковать материалы о новомучениках и исповедниках Церкви Русской. И эта тема звучит до сих пор в каждом номере. Благодаря трудам Романа Славацкого появляются поэтические посвящения коломенским новомученикам.
А сколько раз газета писала о возвращении нашему народу исторической памяти. Например, многократно напоминала: нельзя мириться с тем, что одна из улиц в коломенском кремле носит имя Болотникова – вора и убийцы из Смутного времени, анафематствованного святым патриархом Иовом. И вот, наконец, справедливость восторжествовала. Теперь это улица святителя Филарета – небесного покровителя Коломны.
Ещё один малоизвестный факт. Наша газета внесла свою лепту в разоблачение антицерковного раскола, учинённого в Ногинске бывшим архимандритом Адрианом (Стариной). У нас сохранился экземпляр этого внеочередного выпуска. Он был отпечатан  в мае  1995  года и распространялся на Богородской земле, разъясняя опасность  и гибельность раскола.
Даже мысль о возобновлении производства коломенской пастилы, ныне такой «брендовой», тоже впервые прозвучала со страниц нашей газеты из уст Романа Вадимовича. Кстати, благодаря "Благовестнику"  все узнали, что заводчик пастилы коломенский купец Петр Карпович Чуприков был многие годы  ктитором и старостой Богоявленского храма.
И конечно, невозможно было бы издавать газету без вас – дорогие читатели. Знаем, что многие хранят целые подшивки номеров за все эти годы. Многие поделились с нами самым сокровенным – своим путём обретения Бога. Как тут не назвать Валентину Семёновну Ремизовскую – замечательного педагога, а на пенсии – почтальона. Она многие годы разносила нашу газету, пока хватало физических сил, и называла "Благовестник" лучом света в тёмном царстве светских изданий. А Марина Анатольевна Кочеткова и её молитва Божией Матери о спасении единственного сына?.. Такие откровения не забываются.
Как не назвать нашу читательницу Юлию, присылающую в редакцию свои познавательные православные кроссворды? Знаем, что многие читатели ждут их.
В этом юбилейном году наша редакция организовала творческий конкурс. Мы благодарим всех авторов, приславших свои работы: и совсем юных, и достаточно зрелых. Надеемся, это станет доброй традицией.
Четверть века позади... Благодарим Господа Бога за всё! Каким будет следующее двадцатипятилетие – зависит от всех нас...
Протоиерей Игорь БЫЧКОВ,
выпускающий редактор



 

ВОСКРЕСЕНИЕ СЛОВУЩЕЕ

Крестный ход

26 сентября в возрождающемся храме Воскресения Словущего отметили престольный праздник.
Впервые после 94-летнего перерыва всенощное бдение и Божественную литургию служили в главном приделе церкви. Богослужение совершили клирики Успенского собора во главе с настоятелем протоиереем Николаем Качанкиным.
Главный придел пока не имеет иконостаса, и все молящиеся увидели устройство древнего алтаря, его узкие щелевидные окна, восстановленный старинный плиточный пол, сохранившиеся и недавно расчищенные реставраторами настенные росписи.
В самом четверике после реставрации взорам молящихся открылись значительные фрагменты росписей: «Равноапостольная Елена», «Великомученица Екатерина» и большая, довольно редкая композиция «Премудрость Божия».
Многие прихожане вспоминали, в каком виде святыню возвратили Церкви. В
советские годы храм был разорён и изуродован – его переделали в спортзал.
Теперь же открылся весь его первоначальный объём и обнаружилась его замечательная акустика.
После литургии вокруг храма прошёл крестный ход. Когда  шествие подошло к западной части, отец Николай прочитал молитву на начало восстановления церковной звонницы. Эти работы уже начинаются. Будет также продолжено восстановление интерьера. И верится, что одна из главных святынь Коломны – церковь Воскресения Словущего, где венчались святые благоверные Димитрий Донской и Евдокия (Евфросиния Московская), предстанет пред нами в прежнем  благолепии и красоте.
И.АЛЕКСАНДРОВ

 

Церковь и культура
«У СТЕН ДРЕВНЕГО КРЕМЛЯ»

В.Татаринов, «Дождливый день»

Так назывался всероссийский художественный пленэр имени народного художника России, нашего земляка Михаила Георгиевича Абакумова, уже в седьмой раз  прошедший в Коломне. В этом году он посвящён 840-летию нашего града.
 С 1 по 14 сентября живописцы провели в Коломне две прекрасные недели. Шестнадцать участников – это и признанные мастера, и молодые художники из Москвы, Кирова, Костромы, Йошкар-Олы, Сергиева Посада, Ногинска, а также из Болгарии, Великобритании и Сербии. Коломну представляли Александр Зотов, Василина Королёва, Роман Кудакаев, Владислав Татаринов, Елизавета Червякова.
Бессменный художественный руководитель пленэра – заслуженный художник России Виктор Алексеевич Орлов.
На открытии форума подготовленные сотрудниками Дома Озерова презентации познакомили гостей и участников с историческим и современным обликом города, а зрителей – с самими художниками пленэра.
Все дни этих двух недель были заполнены творческими встречами, интересным и полезным общением, посещением мастерских и музеев, поездками и работой, работой на улицах, площадях, набережных, во дворах и двориках, на стенах древнего кремля и на Соборной площади.
Художники побывали в «Кузнечной слободе», музее органической культуры, посетили Коломенский кремль и выставочный зал «Брусенский», съездили  на творческую дачу в посёлок Пески в музей-мастерскую скульптора Н.И.Абакумцева, где провели незабываемый день. И конечно, отдали дань памяти М.Г.Абакумову на его могиле и в мастерской на улице Островского.
Для  учащихся детской художественной школы имени Абакумова заслуженный  художник России Виктор Орлов провёл мастер-класс, в котором каждый из юных художников смог проявить свою индивидуальность.

Знакомство с Коломной

Художник и искусствовед,  член-корреспондент Российской Академии художеств, участница пленэра Вера Лагутенкова сделала доклад на тему «Современное искусство versus kontemporary art» в музейно-выставочном зале народного художника Михаила Абакумова. Она приоткрыла для слушателей дверь в сложный и изменчивый мир современного искусства.
В чём природа и оправдание столь радикальных перемен, и так ли они радикальны, как кажется? Где граница между искусством и эпатажем? Какова роль и миссия художника в наше время? Эти и другие вопросы подтолкнули присутствующих к живой дискуссии, а также к решению сделать практику подобного обмена мнениями регулярной в ходе следующих пленэров.
*       *       *
14 сентября в КЦ «Дом Озерова» открылась выставка работ по итогам пленэра. Зал был переполнен. Коломенцы смогли ещё раз увидеть свой замечательный город, но уже глазами мастеров-профессионалов живописи  из других городов и весей. И это было прекрасно. Каждый из художников не только живописал наши древние храмы и стены, дома и домики посада, заборы и изгороди и рябины, рябины, рябины, но и признался в своей обретённой любви к нашему городу и его жителям, к неспешному, тихому, плавному, несуетному течению его жизни.
До свидания, VII всероссийский коломенский пленэр. До новых встреч!
Ольга КОРОЛЁВА


 


К 80-летию со дня кончины священномучеников Сергия и Александра
СВЯЩЕННИК СЕРГИЙ БАЖАНОВ

Священномученик Сергий

Священник Сергий родился 3 февраля 1883 года в селе Сандыри Коломенского уезда в семье псаломщика местной Ильинской церкви. Родители – Петр Матвеевич и Екатерина Николаевна Бажановы – крестили сына 6 февраля. Восприемниками были причетчик Петропавловской церкви г. Коломны Василий Матвеевич Бажанов и жена фельдшера Надежда Матвеевна Иванова.
Сергий окончил Коломенское духовное училище, а затем три класса Московской семинарии и был рукоположен во диакона к коломенскому Успенскому собору. Судя по метрическим книгам собора, отец Сергий служил в главном храме города с мая 1912 года до февраля 1918-го. Наступавшие суровые времена и гонения не испугали диакона Сергия, и он решил стать священником.
В 1918 году диакон Сергий был рукоположен во иерея к Троицкой церкви села Троицкие Озерки Коломенского уезда. В 1923 году переведён в Иоанно-Предтеченскую церковь в селе Городищи того же уезда, а с 1930 года стал служить в Никольской церкви в селе Городня Луховицкого района. Батюшка был награждён набедренником, скуфьей и камилавкой.
В марте 1930 г. в ОГПУ начали сбор сведений об отце Сергии. Сторож храма, где служил священник, показал: «Священник Сергий – личность явно противосоветская и... выявляет своё недовольство тем, что на него наложили 500 рублей налога и 300 рублей самообложения, и поэтому он говорит, что советская власть душит не только попов, но и крестьян, облагая их непосильными налогами».
6 марта был допрошен и отец Сергий. Отвечая на вопросы следователя, он сказал: «За собой вины против советской власти никакой не имею, антисоветской агитации не вёл, церковников, антисоветски настроенных, вокруг себя не группировал. Никакой работы по разложению колхозов не вёл, внушением населению мысли незасыпки семян в амбары – не занимался. Я лишь выражал недовольство тем, что тяжело платить мне налоги».
8 марта 1930 года власти арестовали священника. Первое время он содержался под стражей в районном отделении НКВД, а с 24 марта – в тюрьме в Коломне.
После многочисленных допросов следователь составил обвинительное заключение, в котором писал, что священник «с 1930 г. вёл систематическую агитацию, направленную на срыв проводимых партией  и советской властью мероприятий в деревне, благодаря его внушению в с. Городня было сорвано создание семенного фонда к весенней посевной кампании 1932 г.».
3 июня 1932 года тройка ОГПУ приговорила отца Сергия к трём годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Он был отправлен на строительство Беломоро-Балтийского канала в Медвежьегорск. Вернувшись из заключения, он снова стал служить в том же храме.
14 октября 1937 года отец Сергий был арестован и заключён в Таганскую тюрьму. На допросах он ни в чём себя виновным не признал.
25 октября тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Священник Сергий Бажанов погиб 31 октября 1937 года и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
В Коломне, в храме Иоанна Предтечи в Городищах, написан образ священномученика Сергия. Ежегодно в день памяти святого – 31 октября – здесь совершается ему служба.
Еженедельно совершается молебное пение святому у поклонного креста на месте разрушенного храма в селе Троицкие Озерки Коломенского района.

 

ИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР СОЛОВЬЕВ

Священномученик Александр

Священник Александр родился 5 августа 1893 года в селе Богородском Коломенского уезда в семье священника местной Богородице-Рождественской церкви. Родители – иерей Иоанн Федорович и Анна Михайловна Соловьёвы – крестили сына на следующий день. Интересно, что при крещении его восприемником стал священник Казанской церкви соседнего села Грайвороны Сергий Парусников, а восприемницей – старшая родная сестра Елизавета Ивановна, о чём говорит соответствующая запись в метрической книге церкви села Богородского.
Окончив два класса Московской Духовной семинарии, Александр стал служить псаломщиком в Покровской церкви села Таширово Верейского уезда, а затем в Преображенском храме села Слепушкино того же уезда, где прослужил до июля 1916 г.
Александр Иванович женился на Зое Иннокентьевне – дочери священника Иннокентия Грузинова, служившего в с. Рождественском Московской епархии. У них было пятеро детей.
В 1916 году Александр был рукоположен во диакона к Ильинской церкви погоста Стребуково Московской епархии. В феврале 1919 года переведён служить в Покровскую церковь села Покровского Самарской епархии. 30 августа 1921 года диакон Александр был рукоположен во священника к Богородице-Казанскому храму села Королевка Мелекесского уезда Самарской губернии.
В 1924 году отец Александр был определён к Преображенскому храму села Сляднево Волоколамского района, где прослужил до мученической кончины.
Условия жизни здесь оказались настолько суровыми, что не хватало средств на пропитание, и отец Александр с детьми вынуждены были ходить в лес собирать грибы и заготавливать ивовое корьё, которое они меняли на хлеб. Ещё более тяжелыми для священника и его семьи стали голодные 1933-34 годы. В школе помогали только детям колхозников, а детей «лишенцев», к которым относились и чада священников, не кормили. Зимой ребятишек колхозников везли на санях, а детям отца Александра не разрешали сесть в сани, и они шли пешком.
После школы дети трудились, добывая хлеб. Летом они собирали белые грибы. Шляпки грибов сдавали государственным закупщикам и на полученные деньги покупали хлеб, а ножки оставляли себе и сушили, чтобы есть их в течение целого года. В селе было двое нищих, которые жили милостыней, и жена священника покупала у них лишние куски хлеба.
Когда хлеб появился в свободной продаже, его продавали только в Волоколамске, и за ним выстраивались длинные очереди. Дети священника ночью приходили к булочной и ложились спать на булыжную мостовую перед дверью, и таким образом занимали очередь. В то время хлеба купить можно было только два килограмма, и ребятам приходилось дважды занимать очередь, чтобы приобрести хлеб для всей семьи.
В 1936 году власти закрыли храм в селе, и на некоторое время богослужение прекратилось, но после больших хлопот отцу Александру удалось настоять на открытии храма, и в 1937 году службы здесь  возобновились.
Отца Александра арестовали 9 октября 1937 года в двенадцатом часу ночи. Забрали все немногие принадлежавшие ему вещи – книги, и среди них Евангелие, и серебряный крест. Когда священнику объявили, что он арестован и должен проследовать за сотрудниками НКВД, выяснилось, что обуть ему нечего, так как в семье были всего лишь одни сапоги, в которых ушёл восемнадцатилетний сын Георгий. Когда сын вернулся, отец Александр обул сапоги, и его увели. Его заключили в тюрьму в Волоколамске.
После ареста священника стали вызывать свидетелей. Председатель колхоза в селе Сляднево показал, что священник давно уже был настроен антисоветски, среди колхозников вёл агитацию на подрыв работы в колхозе и т.д. 23 октября следователь допросил отца Александра. На вопрос о  правдивости обвиняющих его он ответил: «Показания свидетелей, зачитанные мне, я слышал и таковые отрицаю, за исключением того, что я  просил верующих оказать мне денежную помощь, необходимую для ремонта храма и уплаты налогов».
3 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Священник Александр Соловьёв был казнён 5 ноября 1937 года и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
В храме Рождества Богородицы  в селе Богородском Коломенского района хранится икона священномученика Александра. Ежегодно в день памяти – 5 ноября – здесь ему совершается служба.


 

История коломенских храмов
МЕТРИКА ВОСКРЕСЕНСКОЙ ЦЕРКВИ

Воскресенская церковь в 1920-е годы

Предлагаем вашему вниманию редкий документ – метрику храма Воскресения Словущего в коломенском кремле, отметившего недавно престольный праздник. Материалы предоставлены обществом любителей церковной истории имени священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского.
Метрика № 438 Воскресенской, что в крепости церкви в г. Коломне
1. В церкви престолов три: в настоящей холодной в честь Обновления храма Воскресения Христова, в приделах по правую сторону во имя иконы Божией Матери Боголюбской, по левую – свв. бессребреников Космы и Дамиана.
3. Построена первоначально в каком именно году и кем неизвестно, а по сломке первозданной до половины достроена вновь 1786 года, тщанием прихожан. Предание говорит, что первоначально Воскресенская церковь находилась во дворе царя и великого князя Дмитрия Иоанновича Донского, соединенная с дворцом крытым переходом. Извлечение из «Московских епархиальных ведомостей» за 1869 год, № 26. Стало быть, первозданная Воскресенская церковь относилась ко времени княжения великого князя Дмитрия Иоанновича Донского, ко второй половине XIV в.
Церковь каменная.
В городе Коломне в крепости, на правом возвышенном берегу реки Москвы.
В Воскресенском храме совершился брак великого князя Дмитрия Иоанновича Донского, на 18-м году жизни, в первый год княжения в 1366 году, января 18 дня, княжною Суздальской Евдокией, на 17-м году жизни, в иночестве и святости Евфросиния, что покоится в Московском девическом Вознесенском монастыре.
Церковь квадратная, одноэтажная. Под сводчатым церковным помостом есть помещения – в виде кладовых, с особыми ходами снаружи.
В вышину 14 ½ саж. (колокольня 15 саж.), в длину без площади под колокольней, считая с трапезою – 14 ½ саж., длина холодной – настоящей 6 ½ саж., ширина 5 ½ саж., а в теплой – трапезной, ширина – 9 саж.
Построена из кирпича, но подвальная часть главной церкви, собственно основной вывод от бута, – из белого камня, из такового же камня и весь цоколь церкви.
Стены выкладены сплошною кладкою, цемент положен тонким слоем; кирпич – обыкновенного размера, связи в стенах железные.
Стены гладкие, карниз же украшен теми самыми из белого камня квадратами.
Карнизы сужены в виде четвероугольников – из белого камня.
Кровля круговая – (над главным храмом и колокольней) по четыре ската, трапезная же на два ската с фронтонами по бокам. Выкрашена краскою.
Фонарь с окнами, прямо над сводами, с граненой шейкой.
Глава – одна, покрыта белою жестью и выкрашена, таковая же на колокольне.
Кресты по дереву обиты медно-позлащенными листами, – осьмиконечные, с цепями, прикрепленными к главам.
Окна четырехугольные, в главном храме в алтаре два, в северном и южном приделах – по одному, в два света.
Все окна с прямыми перемычками.
Вверху в сводах, с четырех сторон по одному круглому окну. Решетки железные, кольцеобразной, с перевязью, формой.
Три двери, из коих одна железная – с западной стороны, две остальные с северной и южной стороны деревянные, обитые листовым железом, но северная дверь временно заложена деревом и внутри оно оштукатурено.
Паперть с одной западной стороны, с северной и южной стороны, против дверей есть крытые крыльца.
Церковь устроена в виде крытой палаты. В том же виде и притвор – трапеза.
Приделов два. Притвор от храма отделяется глухою стеною с пролетом.
Свод котловый, в притворе в виде сферическом, без опоры на столбах.
В стенах есть впадины для образов и для ризницы.
Пол в главном храме лещадный, в притворе мозаический (насыпного мелко битого камня на цементе).
Алтарь троечастный, разделенный двумя поперечными стенами с проектами. В южном приделе-алтаре – диаконник, ризница. В северном приделе – жертвенник. Своды лежат на столпах. В алтаре два окна и придельных  алтарях по одному окну. Помост в главном алтаре возвышен на две ступени, а в приделах на одну ступень.
Престолы деревянные. В главной размер престола: вышина 1 ¼ аршина, ширина 1 аршин и 2½ вершка, длина 1 аршин и 3 ½ вершка.
На Горнем месте между окнами есть углубление наподобие фальшивого окна, теперь заставленное образами.
В главном храме жертвенник деревянный, имеет 1 ¼ аршину в длину и ширину.
Иконостас в главном храме складного устройства с колоннами, деревянный, с резьбой из дерева по золоченному полю, четырехярусный, с резными сквозными Царскими дверьми, украшенными сверху коронкой. В иконостасе есть несколько резных херувимов. Придельные же иконостасы нового устроения тоже с резьбою золоченною, но по крашенному белому фону, с глухими Царскими дверями, имеющими вверху широкий круг.
Солея каменная, с деревянным амвоном, в две ступени, без решетки, в приделах амвоны – каменные в одну ступень, тоже без решетки.
Клиросы деревянные, обыкновенные.
Колокольня построена одновременно с храмом, четырехугольной формы, из кирпича.
Всех колоколов на колокольне – 7. Надпись на первом большом в 196 пудов и 30 фунтов «Отлит в 1854 г. июля 26 дня при священнике Иакове Зеведееве и ктиторе Иоанне Алексееве Третьякове».
Стены церковные расписаны письмом живописным, и церковь расписана вся. С наружи храма есть две картины на овальных углах трапезной церкви с юга одна на фронтоне южного бокового крыльца, на листовом железе.
Большая часть икон в главном храме, вероятно, произведения конца XVIII столетия.
Есть икона, изображающая Господа нашего Иисуса Христа в царском одеянии, с венцем на главе, и благословляющим, греческого письма, в висячей золоченной раме, довольно прочной работы, но год написания неизвестен.
Иконы, за исключением местных, обновлены в 70-х годах нынешнего столетия при реставрировании иконостасов.
Есть напрестольный крест на дереве, серебряный, осьмиконечный, на оборотной стороне коего вычеканено: «лета 7150 ноября, в 1 день (1642 г.), сделан сей крест в доме чудотворцев Космы и Дамиана на колокольне внутри города при благоверном царе и великом князе Михаиле Федоровиче всея Руси и при епископе Рафаиле Коломенском и Каширском».
Есть ковчежец в виде панагии с изображением преподобного Александра Свирского, и в ковчежце небольшая часть мощей сего святого, и ещё несколько крестов и ковчежцев разной формы и величины с частицами мощей разных святых, но без обозначения времени устройства крестов.
Есть две плащаницы, из коих одна шитая золотом по темно-малиновому бархату, с изображением лежащего во гробе Спасителя с предстоящими, другая – на полотне, изображающая Богоматерь во гробе (живописная).
Ответы на предложенные вопросы давал приходской Воскресенской, что в крепости церкви, священник Александр Крылов.
Воспитывался в Спасо-Вифанской семинарии,
42 лет, 15 лет священствует.
Составление метрики: генварь 1887 г.


ШКИНЬ
(Продолжение. Начало в №№ 5-9)
ДАНИЛУШКА

Шкинь. Начало ХХ века

Вместе с ослаблением, а затем и уходом прославленной семьи архитектурная слава Шкини померкла. Усадебный дом Бибиковых не сохранился. Единственное, что осталось поблизости – старинный арочный каменный мост через реку Северку…
В это время в храме был настоятелем Гавриил Андреевич Воскресенский (1810-88).
Отец Гавриил происходил из подмосковной семьи дьячка. Закончил Московскую духовную семинарию в 1832 году по 2-му разряду. 21 мая 1834 года его назначили священником в село Шкинь, где он подвизался до глубокой старости, уйдя на покой лишь в 1883 году. Служение отца Гавриила составило целую эпоху в жизни прихода и было ознаменовано общением и духовной дружбой с удивительным человеком – юродивым Данилушкой.
Даниил Иванов родился в соседнем селе Лыкове в семье фанатичных раскольников. Достаточно сказать, что его мать была «попом» в этой секте. Данилка возненавидел душную атмосферу дома, наполненную ожесточением и злобой. Он бегал к друзьям в православную слободу села, украшенную храмом Василия Великого.
Забавная деталь: Данила искусно играл в бабки (что само по себе удивительно, поскольку он был очень близорук). Наиграв кучу костяшек-бабок, победитель продавал их своим товарищам, так что за неделю у него скапливалось до тридцати копеек серебром. Для сельского мальчишки деньги огромные. И как же он их тратил? Очень просто: жертвовал на храм святителя Василия!
Родители всячески мучили сына за нехождение в «моленную»: морили его голодом и холодом, избивали. В конце концов тот сбежал из дому и поселился у церковного старосты. А когда отец стал требовать сына назад, лыковский барин помог, взяв Данилу себе в «казачки».
Но служба у паренька не пошла: он наотрез отказался носить нарядную верхнюю одежду и сапоги. В Даниле почувствовали Божьего человека и оставили в покое. Он занялся любимым делом: в любую погоду босым и без тёплой одежды ходил в окрестные церкви. Будучи неграмотным, юноша наизусть знал литургию и умело подпевал на клиросе.
Особенно полюбился ему Свято-Духовский храм и здешний священник, отец Гавриил.
У необычного молитвенника открылся редкий дар подлинного юродства во Христе. Он слыл прозорливцем: мог отыскать заблудившийся в буране караван и вывести людей на верную дорогу, трижды предсказывал пожар в Лыкове, в том числе и гибель отца, который сгорел, спасая припрятанную кубышку.
В 15 лет блаженный Даниил ушёл в Коломну и в короткое время приобрёл особенную любовь горожан. Он ходил за милостыней по торговым рядам, кратким и проницательным словом умея предостеречь благочестивого, пристыдить грешника. Причём Данилушка брал милостыню не у всякого, а только у хороших людей. Торговцы каждый день ожидали чтимого юродивого. Знали: если Данилушка примет денежку или похвалит товар – дело пойдёт. Всегда добродушный, он шёл, вглядываясь в небеса, напевая любимые церковные песнопения. Действительно – «не от мира сего»…
Богатейшие купцы, то Кисловы, то Шераповы, считали за честь предоставить ему кров. Но при этом Данилушка никогда не брал серебра – только мелкую монету, не крупнее пятачка. Этой мелочи скапливались у него целые горы. Периодически в Коломну приезжал шкиньский церковный староста и забирал эти пожертвования, для чего требовался целый воз.
Поразительная история: благодаря трудам совершенно нищего человека огромный храм поддерживался в цветущем состоянии: он был расписан и благоукрашен, для звонницы слили большой колокол!


В 1883 году ушёл на покой отец Гавриил, и на смену ему пришёл новый настоятель – Василий Петрович Ильинский, который служил здесь до начала ХХ века. Ему и пришлось хоронить Данилушку.
Блаженный скончался в августе 1884 года в Коломенской градской больнице.
Дивное дело! Отпевание совершалось сонмом священства в городском Успенском кафедральном соборе; чуть ли не весь город пришёл отдать последнее целование. И кому? – не знаменитому полководцу или славному благотворителю, а простому нищему, у которого даже копейки не было на похороны.
Больше того: коломенцы не хотели отдавать усопшего, желая с почётом предать его земле на городском кладбище. Но Данилушка желал обрести покой на родной земле, в Шкини, и народ не решился противиться его воле.
Данилушку похоронили близ алтаря Свято-Духовского храма;  место его погребения сохраняется и по сию пору.
Прежний настоятель, отец Гавриил Воскресенский, ненадолго пережил своего друга и благотворителя. После тяжёлой и продолжительной болезни он умер в 1888 году и был похоронен здесь же – у стен церкви.
(Продолжение следует)
Роман СЛАВАЦКИЙ


 

ЧЕРКИЗОВСКАЯ ХРОНИКА
(Продолжение. Начало в №№ 5-9)
УГАСАНИЕ

Храм Николы-в-Старках

После смерти князя Бориса Михайловича семья Черкасских так и не оправилась. И «запал» уже был не тот, и «материальная база» похудела, да и сама семья начинает физически угасать.
В 1830 году смерть дважды посетила Черкасских.
«Под сим камнем погребено тело Коллежского Асессора Князя Александра Борисовича Черкасского, родившегося в 1788 году июля 17 дня, скончавшегося в 1830 году июля в 3 день в 2 часа пополудни на 59 году своея жизни.
Проходящие, помолитесь обо мне.
Под сим же камнем погребено тело дщери его княжны Прасковьи Александровны Черкасской, родившейся в 1830 году марта 20 дня, скончавшейся декабря 23 дня того же года».
Раз уж речь зашла о похоронах, то надо упомянуть, что тогда же, в 1830-м, скончался священник Успенской церкви Павел Никифоров. Для нашего повествования это важный факт, ибо на вакансию перевели отца Сергия Гилярова (или, как сообщают клировые ведомости, – «Гиляева»), который доводится братом знаменитому черкизовскому мемуаристу. Этот батюшка внёс немало славных страниц в летопись черкизовских оригиналов и стал одним из центров внимания автора этой самой летописи.
А в Никольской церкви в это же самое время служил отец Симеон Марков (упоминается в 1828 году). Ему и приходилось поддерживать некрополь Черкасских в достойном виде. Дополнительную красоту усыпальнице придавала неугасимая лампада, которая всегда горела под железной сенью сквозь кружево классической ковки.
Вскоре здесь стало больше ещё одним надгробием – Варвары Григорьевны Черкасской, княгини и коллежской асессорши (3 декабря 1806 – 27 января 1833).
И в это же время церковная жизнь Черкизова ознаменовалась не очень приятным событием. В 1836 году в Успенской церкви «за ветхостью престола» было запрещено служение. Можно предположить, что дело не в самом престоле. Собственно престол – это не настолько сложная конструкция, чтобы её нельзя было восстановить в короткий срок. Скорее всего, пришла в ветхость сень над престолом – мы помним, что иконостас в храме имел сложное устройство: две колонны его углублялись в алтарь. Вероятно, эта неординарная планировка и стала причиной для запрещения службы. Вряд ли богослужение было вообще прекращено. Должно быть, его перенесли в Знаменский придел трапезного храма. И довольно долго главный престол оставался праздным. Что, в общем-то, понятно – Черкасским становится не до строительства.
12 марта 1837 года умер коллежский асессор и кавалер князь Николай Борисович Черкасский в возрасте 33 лет. Его проводили такой эпитафией:
Покойся, милый брат,
мы плачем о тебе,
а ты в раю за нас молись.
Святая чистая душа,
мир праху твоему.
Лишь в 1841 году отец Сергий Гиляров с прихожанами подали прошение о возобновлении престола, жертвенника и построении нового иконостаса в Успенском храме.
У отца-настоятеля была большая практика в строительном деле, как мы увидим из нашей летописи.

ЧЕРКИЗОВСКИЕ ОРИГИНАЛЫ
История села вообще богата замечательными характерами.
Прадедушка Болона, например, отличился совершением незаконного венчания. Самое обидное, что наказали за это дело его наследника, иерея Петра, который был вообще ни при чём.
А свояк Василий Михайлович славился тем, что был «лунатик» – выбегал днём с подушкой в село и располагался посреди улицы, залезал в печку, а один раз зимой забрался на дерево, и в это самое время ему представлялось, что идёт он по лесу со знакомым крестьянином.
И сам священник объединённого Успенского и Соборо-Богородицкого прихода занимал не последнее место в галерее черкизовских чудаков.
Как-то раз от безрадостной и однообразной сельской жизни батюшка заскучал. А тут на беду попался ему под руку «лечебник». Отец Сергий начал читать и «обнаружил» у себя чахотку. Некий доброжелатель посоветовал ему кровопускания, которые чуть было не угробили доверчивого священника.
Впрочем, на время от дурных мыслей его отвлекло строительство. Он решил соорудить новое семейное гнездо и поставил дом, изящный и удобный. И надо же было случиться, что как раз накануне переезда совершенно готовая постройка сгорела! Батюшка «захандрил до размеров трагикомических». Уверив себя в близкой кончине, он перестал есть и пить, истощал, голос ослаб. Принять кончину он собрался в Коломне.
«Надобно проститься с детьми духовными. Объявил по приходу, что в такое-то воскресенье отслужит "прощальную" обедню... Собралась церковь полна. Отслужил брат обедню слабым голосом и вышел нетвёрдыми шагами на амвон... это была его первая проповедь и даже, вероятно, единственная, им самим сочинённая... слово вылилось прямо из души: "Православные! Дни мои сочтены, час моей смерти близок, и я думаю принять упокоение на руках у присных..." И так далее... Просил прощения в обидах вольных и невольных; говорил о спасении их душ, которые ему дороги, наставлял их в христианской жизни; завещал молиться за себя, сам обещал за них молиться, если удостоится предстать перед престолом Всевышнего. Церковь навзрыд ревела; можно представить проводы, прощальные благословения, слёзы, рыдания, плач...»
В Коломне у отца и зятя он, однако же, понимания не нашёл. Отправили его в Москву к другому брату, священнику Александру, который излечил страдальца... «кормёжкой на убой». А окончательное восстановление сил пришло, когда владыка Филарет сделал его благочинным.
И смешно, и печально читать эти строки… Отшумела прежняя жизнь, схоронили отца Сергия Гилярова (его сменил священник Алексий Карташев), а затем и все старые черкизовцы отошли «в путь всея земли». Но их милые тени возвращаются к нам, сходя со страниц, пронизанных иронией и теплом!

Роман СЛАВАЦКИЙ

(Продолжение следует)

 

Образ Богородицы в Русской Иконографии
(Продолжение. Начало в №№8-9)

Курско-Коренная икона

Иконографическая схема «Знамения» может быть очень простой, как в новгородском варианте, а может быть развитой и усложненной, как в случае ярославской «Оранты». В композицию последней, например, включена нечасто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа. Это орлец – коврик под ногами Марии, такие используют в архиерейском богослужении. В данном случае орлец символизирует космичность служения Богородицы, которая предстоит Богу за весь род человеческий. Богоматерь стоит на орлеце, как на облаке, среди золотого сияния Божией славы – Богоматерь есть новая тварь, преображённое творение, новый человек.
Схема иконы Курской Коренной дополнена изображением пророков, соединённых между собой подобием процветшей лозы. У пророков в руках свитки их пророчеств. Всё это символизирует то, что Богоматерь и Божий Сын, от Неё родившийся, есть исполнение всех ветхозаветных пророчеств и чаяний. Так, в разных иконографических вариантах при наличии общего ядра раскрывается одна и та же тема Боговоплощения, поэтому иконографический тип «Знамение» иногда именуют «Воплощение».
Одним из вариантов иконографии «Знамение» является «Оранта». В данном случае Богоматерь представлена без Младенца в той же позе, с воздетыми руками. Примером может служить образ «Богоматерь – Нерушимая стена» из Святой Софии Киевской (мозаика, Х в.). Здесь Богоматерь представлена как символ Церкви. Впервые блаженный Августин увидел в Богоматери – Церковь. Эта ассоциация получила в истории богословской мысли широкий диапазон толкований.
*       *       *
Второй иконографический тип получил наименование «Одигитрия», что по-гречески значит «Путеводительница». В этом названии заложена концепция богородичных икон в целом, ибо Матерь Божия ведёт нас ко Христу. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы – в чудный Божий свет, от греха – к спасению, от смерти – в жизнь. И на этом нелёгком пути у нас есть помощница – Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, теперь Она – мост для нас на пути к Нему.
Итак, иконографическая схема Одигитрии строится следующим образом: фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Её руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым направляя внимание престоящих и молящихся. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Её лице – и нас (нередко жест благословения направлен непосредственно на зрителя), в другой руке Он держит свернутый свиток (есть варианты, когда в руках у Младенца скипетр и держава, книга, развернутый свиток).

Одигитрия

В жесте Богородицы, указующем на Христа, ключ к этому образу – Матерь Божия ориентирует нас духовно, направляя нас ко Христу, ибо Он есть Путь, Истина и Жизнь. Она несёт наши молитвы к Нему, Она ходатайствует за нас перед Ним, она сохраняет нас на пути к Нему. Ставшая Матерью Того, Кто усыновил нас Небесному Отцу, Богородица становится матерью каждого из нас. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всём христианском мире, а особенно в Византии и в России. Многие чтимые иконы этого типа не случайно приписывали кисти апостола Луки.
К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: «Смоленская», «Иверская» (Вратарница), «Тихвинская», «Грузинская», «Иерусалимская», «Троеручица», «Страстная», «Ченстоховская», «Кипрская», «Абалацкая», «Споручница грешных» и многие другие.
Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Так третья рука у иконы «Троеручица» добавлена святым Иоанном Дамаскиным, когда по его молитве Богородица восстановила ему отрубленную руку.
Кровоточащая ранка на щеке «Иверской» возвращает нас во времена иконоборчества, когда этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло свидетелей в неописуемый ужас.
На иконе Богоматери «Страстная» обычно изображают двух ангелов, летящих к Младенцу с орудиями страстей, тем самым предвозвещая Его страдания за нас. В результате этого сюжетного поворота несколько изменена поза Младенца Христа – Он изображён вполоборота, смотрящим на ангелов, Его руки держатся за руку Марии. Каждая из таких деталей достойна внимательного рассмотрения...
Как правило, в «Одигитрии» Богоматерь представлена в поясном изображении, но встречаются и оплечные композиции богородичных икон; к таким относятся «Казанская», «Петровская», «Игоревская». Здесь разрабатывается та же тема, но в некотором сокращённом варианте.
*       *       *

Яхромская икона

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование «Умиление», что является не совсем точным переводом греческого слова «Елеуса», т.е. «Милостивая». Этим эпитетом в Византии величали саму Богородицу и многие из Её икон, но со временем в русской иконографии наименование «Умиление» стали связывать с определённой иконографической схемой. В греческом варианте этот тип икон назывался «Гликофилуса»  – «Сладкое лобзание». Это наиболее лиричный из всех типов иконографий, открывающий интимную сторону общения Матери Божьей со Своим Сыном. Иконографическая схема включает две фигуры – Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Взаимоотношение души с Богом – мистическая тема многих писаний святых отцов. Богоматерь Умиление – один из наиболее мистических типов богородичных икон.
Этот тип также был широко распространен в России: «Владимирская», «Волоколамская», «Донская», «Федоровская», «Жировицкая», «Гребневская», «Ахренская», «Ярославская», «Взыскание погибших», «Почаевская» и т.д. Во всех этих иконах Богоматерь представлена в поясной композиции, в редких случаях встречается оплечная композиция, как например в иконе «Корсунская».
Разновидность иконографического типа «Умиление» – «Взыграние». Иконы подобного рода были распространены в основном на Балканах, но и в русском искусстве изредка встречаются такие образы. Иконографическая схема здесь очень близка к «Умилению», с той только разницей, что Младенец представлен в позе более свободной, как бы разыгравшимся. Примером такого типа икон может служить «Яхромская». В этой композиции всегда присутствует характерный жест – Младенец Христос ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия, которые открываются внимательному созерцающему взгляду.
 (Продолжение следует)
Ирина ЯЗЫКОВА,
кандидат искусствоведения





По святым местам
Паломнические поездки из Коломны

Паломническая служба приглашает в новые путешествия.
7 октября. Сергиев Посад. На праздник преподобного Сергия Радонежского. Ночная исповедь у священников Лавры. Ранняя Литургия (в 5.00). Выезд в 22.00, возврат в Коломну 8 октября в 10-11.00.  Стоимость 1550 р.
14 октября. Кострома. Нерехта. 2 дня + дорога. 6000 р. + ж-д билет (2500-3000 руб. в плацкарте).
Кострома: Анастасьинский Богоявленский монастырь, храм свв. Александра и Антонины Римских (единственный в мире храм в честь этих святых), Ипатьевский монастырь, храм Вознесения-на-Дебре.
«Каменное ожерелье Нерехты» – так говорят о семи храмах города, пять из которых действуют. Троице-Сыпанов монастырь, Успенская Тетеренская пустынь. Святыни Нерехты: мощи преподобного Пахомия Нерехтского; венец с мощей великомученицы Варвары; чудотворная икона Божией Матери «Боголюбская», явленная на водах реки Бобровец.
21 октября. Новый Иерусалим. Аносин монастырь. 1550 р.
Новый Иерусалим  – вся местность вокруг монастыря, храмы и скиты – подобие святых мест в Палестине. В центральном храме Ново-Иерусалимского  монастыря – копии Голгофы и Кувуклии. Под стенами обители река Истра символизирует библейский Иордан, близлежащие холмы – святые горы Елеон и Фавор. Скит патриарха Никона.
3 ноября. Воронеж. Елец. Задонск. Костомарово (Дивногорье). 2 дня + дорога. Стоимость 5500 р. + ж-д билет. Воронеж:  Благовещенский  собор, мощи свт. Митрофана Воронежского. Задонск:  Рождества Богородицы мужской монастырь; мощи святителя Тихона; Преображенский и Богородицкий Тюнинский женские монастыри; три святых источника. Елец: Знаменский монастырь на Каменной горке; святой источник; Воскресенский собор; Казанский и Великокняжеский храмы. Дивногорье: уникальные пещерные храмы, Успенский мужской и Спасский женский монастыри.
18 ноября. Москва. 1550 р. Покровский монастырь (мощи блаженной Матроны Московской). Елоховский собор (чудотворная икона Богородицы «Казанская»).
2 декабря. Москва. Кремль. Алмазный фонд России. Оружейная палата. Стоимость 2700 р. Отдельно оплачивается трансфер до Москвы (650-800 р.). Можно присоединиться к группе в столице.
5 декабря. Израиль. 8 дн./ 7 нч. 48 000 р. Один свободный день в Иерусалиме!
 В стоимость входят: авиабилет, 2-разовое питание, проживание в 2-3-х местных номерах, страховка, автобус по Израилю, экскурсии. Группы сопровождает священник.
16 декабря. Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород. 1550 р.
Бесценное сокровище местного собора – фрески и иконы, написанные преподобным Андреем Рублевым.
2 января. Великий Новгород. Валдай. 2 дня + дорога. Стоимость 6500 р. + ж-д билет. Литургия в Варлаамо-Хутынском (3 января) и Иверском (4 января) монастырях.
2 января. Псков. Печоры. Никандрова пустынь. Камно. Изборск. Пушкинские горы. 3 дня + дорога. Стоимость 8000 р.+ ж-д (покупка ж-д билетов с 02.11.17 – в купе, с 17.11.17 – в плацкарте. Предоплата до даты покупки билета за 3-4 дня). Возврат 6 января (в 8.00 в Москве).
3 января. Псков. Печоры. Камно. Изборск. 2 дня + дорога. Стоимость 6500 р. + ж-д (покупка ж-д билета с 03.11 в купе, с 18.11 в плацкарте. Предоплата на ж-д билет до даты покупки билета за 3-4 дня). Возврат  6 января (в 8.00 в Москве).
4 января. Москва. Кремль. Собор. Патриаршие палаты.  
Экскурсия по внутренней территории Кремля, Архангельскому собору, Патриаршим Палатам. Для взрослого 1700 р., для детей до 16 лет 700 р. Отдельно оплачивается трансфер до Москвы (650-700 р.). Можно присоединиться к группе в Москве.
5 января. Годеново. Переславль-Залесский. Стоимость 1550 р.
Храм Иоанна Златоуста (подворье Никольского Переславского монастыря):  Животворящий Крест Господень, явившийся с неба в столпе света, и чудотворная икона святителя Николая. В Переславле в Никитском мужском монастыре почивают святые мощи Никиты Столпника, возле раки находятся вериги преподобного. В Феодоровском женском монастыре – чудотворная Андрониковская икона Матери Божией.
Все программы на сайте www.паломничество-коломна.рф Запись в поездки: 89031364376 и palomnichestvo2000@yandex.ru


В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Москва
Мемориал "Сад памяти" открыли на Бутовском полигоне. Памятник представляет собой две гранитные плиты, на которых высечены имена 20 762 человек, здесь погибших. Общая длина памятника – 300 метров, высота – два метра.
Участниками церемонии открытия стали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, член Совета Федерации Владимир Лукин, член Совета по правам человека при президенте РФ Сергей Караганов, вдова знаменитого писателя Наталья Солженицына, а также представители посольств различных стран.
Бутовский полигон – крупнейшее в московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв политических репрессий. Только в период с августа 1937 года по октябрь 1938 года здесь были расстреляны и захоронены более 20 тысяч человек. Около тысячи из них приняли мученическую смерть за исповедание православной веры, более 300 причислены к лику святых.
*       *       *
С 26 октября по 6 ноября в кинотеатре «Октябрь» на Новом Арбате пройдёт XIV Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный Ангел». Его девиз – «Доброе кино возвращается».
Фестиваль пройдёт под духовным попечительством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и приурочен к знаменательным датам: 100-летней годовщине убиения первых новомучеников Церкви Русской, 100-летию революции в России, 75-летию начала Сталинградской битвы.
В цикле встреч «Кино – Зеркало Истории» будут проходить обсуждения тем с историками, специалистами государственного исторического музея, литераторами, телеведущими и кинематографистами.
В программе – конкурсные, внеконкурсные и ретроспективные работы игрового полнометражного, игрового короткометражного, документального и анимационного кино. Будут проводиться мастер-классы для детей и творческие встречи с режиссёрами.
*       *        *
Билборды с цитатами из переписки святых царственных страстотерпцев появились в разных районах столицы. Посвященные любви, браку и семейному счастью фрагменты из личного дневника императрицы и её писем к супругу стали частью проекта Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ «Николай II и Александра Федоровна. Слова о любви».
Проект направлен на утверждение семейных ценностей в российском обществе, а также донесение до людей правдивой информации о жизни царской семьи.
На протяжении более чем ста лет личная жизнь семьи последних Романовых остается мишенью для мифов и спекуляций. Между тем реальная история их супружеской жизни, основанной на вере, любви и взаимоуважении, может служить образцом семейных отношений для наших современников.
Санкт-Петербург
12 сентября почти 100 тысяч верующих приняли участие в крестном ходе в честь дня перенесения мощей святого князя Александра Невского. Шествие прошло по Невскому проспекту от Казанского собора к площади Александра Невского.
На площади был отслужен молебен. В нём приняли участие губернатор города, председатель законодательного собрания, духовенство Санкт-Петербургской митрополии, делегация Элладской православной церкви.
12 сентября 1724 года основатель северной столицы император Петр I собственноручно перенёс в учреждённый им мужской монастырь мощи святого благоверного князя Александра Невского, покоившиеся до этого во Владимире. Так город на Неве обрёл своего небесного покровителя и защитника, а день 12 сентября стал для Петербурга особым праздником.
В 1743 году императрицей Елизаветой Петровной был учрежден общегородской праздничный крестный ход в день перенесения мощей благоверного князя. Традиция крестного хода по Невскому проспекту 12 сентября, прерванная в годы советской власти, была возобновлена в 2013 году.
Новгород
Русской Православной Церкви передадут в безвозмездное пользование три храма XIV-XV веков, находящихся в историческом центре Великого Новгорода. Это  церковь апостола Климента, храм сященномученика Власия и церковь Петра и Павла на Славне. Все эти святыни, до сих пор не имевшие пользователей, являются памятниками федерального значения и включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здания находятся в удовлетворительном состоянии, но требуют подготовки для совершения в них богослужений.
Ереван
7 октября управляющий приходами Русской Православной Церкви в Республике Армения епископ Владикавказский и Аланский Леонид совершил чин великого освящения и возглавил Божественную литургию в новопостроенном храме в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в Ереване. Владыке сослужили клирики Владикавказской и Аланской епархии и духовенство Русской Православной Церкви в Республике Армения.
Строительство русского Крестовоздвиженского храма в ереванском районе Шенгавит началось в 2010 году.
По сообщениям информагентств
«БЛАГОВЕСТНИК» №10-2017