«БЛАГОВЕСТНИК» №3-2018
 
ВЕЛИКОПОСТНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ КОЛОМНЫ

На Литургии Преждеосвященных Даров

21 февраля, в среду первой седмицы Великого поста, митрополит Ювеналий совершил традиционный визит в Коломну.
В Трехсвятительском храме Коломенской духовной семинарии владыка совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров. Ему сослужили ректор КДС епископ Зарайский Константин, благочинный города Коломны и Коломенского района епископ Луховицкий Петр, преподаватели, студенты в священном сане и духовенство Московской епархии. За богослужением пел семинарский хор под управлением регента диакона Николая Глухова.
За Божественной литургией митрополит Ювеналий рукоположил в сан диакона студента 4 курса чтеца Константина Бобикова.
По традиции за Литургией в этот день все воспитанники Коломенской духовной семинарии причастились Святых Христовых Таин.
По окончании богослужения епископ Константин приветствовал владыку митрополита.
Затем архипастырское слово произнёс митрополит Ювеналий.
В актовом зале семинарии состоялась встреча правящего архиерея с преподавателями и студентами. Архипастырь рассказал о жизни Московской епархии и ответил на многочисленные вопросы учащихся.
Вечером в Михаило-Архангельском храме Коломны митрополит Ювеналий совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. За богослужением молились епископ Луховицкий Петр и коломенское духовенство.
По окончании богослужения владыка обратился к коломенцам: «…Рад, что Господь дал мне возможность сегодняшний день провести в моём возлюбленном городе Коломне. Благодарю Господа, что Он дал мне возможность помолиться с вами в день, когда мы достигли середины первой седмицы Великого поста, которая наполнена особыми духовными воспоминаниями и молитвами.
Совершение поста – это древний, непрекращающийся в течение веков христианский обычай. Мы знаем из Евангелия, что перед выходом на общественное служение Христос Спаситель удалился в пустыню и там в подвиге молитвы провёл в посте сорок дней. В Евангелии говорится, что Он, «постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф.4,1-2). И пришло искушение от диавола, который предлагал Ему все царствия мира, лишь бы Он поклонился ему (см.: Мф.4,8).
Возлюбленные братья и сестры! Мы, конечно, подражаем Господу, стремимся к этому, но насколько мы духовно слабее Его! И если Он, проведя пост в молитве, не избежал искушения, то как мы, грешные и немощные, можем думать, что если мы попостились, не ели скоромного, то уже спасены? Святая Церковь назидает нас, призывая в своём песнопении: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». Поэтому пост не заключается для нас только во вкушении постной пищи, а параллельно с этим, если мы постимся, мы должны обратить внимание на свое духовное состояние. А тут столько искушений, что кажется, с ними и за весь пост не справишься. Постясь духовно, нужно избавиться от осуждения, от зависти, от всего, что отдаляет нас от Господа, а здесь, на земле – друг от друга, и создаёт вражду, ненависть и отчуждение. Даже в семьях мы замечаем, что порой не можем даже один день удержаться от того, чтобы кого-то не обидеть. Поэтому нужен и духовный пост, который заключается в том, что мы должны напрячь все свои силы, чтобы из сердца своего исторгнуть ненависть, зависть и всё, что нас друг от друга отдаляет; не иметь злобы после того, как в Прощеное воскресенье мы простили друг другу все, что наполняло недобрыми чувствами наши сердца.
Сегодня здесь много духовенства нашего Коломенского благочиния, и я хотел бы обратиться к вам, возлюбленные братья-священники, чтобы вы особенно благоговейно совершали богослужение. Я обратил внимание, что настоятель этого храма делал возгласы громко и ясно, и думаю, что все, кто стоял в храме, слышали каждое слово. Нужно помочь нашим прихожанам прийти ко Христу, освободиться от тяжести греховной, и для этого наши батюшки с терпением должны и совершать богослужение, и Таинство Исповеди, и проповедовать.
Все мы во время Великого поста должны усердно трудиться, показывая милосердие к нашим ближним, помогать страждущим, немощным, одиноким людям и через это исполнять заповедь Господню о любви. И Христос, видя наше усердие и нашу любовь к Нему, как любящий Отец примет наше покаяние и наши добрые дела и даст нам силы для того, чтобы не только в этом посту, а в течение всей своей жизни мы могли жить по заповедям Божиим, проявляя любовь ко всем, с кем мы живём, с кем мы встречаемся на жизненном пути.
Помогай нам всем Господь в последующие дни Святой Четыредесятницы, в делах молитвы и покаяния, и да сподобит Он всех нас, пройдя это спасительное поприще, достигнуть и поклониться в радости духовной Светлому Своему Воскресению!»

 

ПАМЯТИ КОЛОМЕНСКИХ НОВОМУЧЕНИКОВ

2 марта в Коломенском благочинии прошли торжества, посвященные 80-летию кончины священномученика Павла Косминкова. Божественную литургию в Покровском храме села Лысцево совершил благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр. Владыке сослужили настоятель Покровского храма села Лысцево священник Андрей Андреев, настоятель Иоанно-Предтеченского храма города Коломны священник Андрей Згонников, настоятель Покровского храма села Никульское священник Иоанн Бакушкин. По окончании богослужения епископ Петр передал собравшимся благословение митрополита Ювеналия.
В рамках духовно-просветительского проекта «Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской» для прихожан и гостей была устроена выставка, рассказывающая о коломенских новомучениках. С сообщением о подвиге святых выступила координатор проекта А. А. Киселева.
***
4 марта в Коломенском благочинии прошли торжества, посвященные 80-летию кончины священномученика Василия Горбачева. Божественную литургию в Никольском храме села Парфентьево совершил благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр. Его Преосвященству сослужил настоятель храма протоиерей Николай Чикунов. По окончании богослужения епископ Петр передал собравшимся благословение митрополита Ювеналия.
***
6 марта в Коломенском благочинии отметили 80-летие мученической кончины священномученика Константина Пятикрестовского, служившего в причте разрушенного в советскую эпоху Михаило-Архангельского храма села Коробчеево.
В этот день настоятель Троицкого храма села Троицкие Озерки священник Виктор Волков совершил молебен священномученику Константину в селе Коробчеево и рассказал собравшимся о его жизни и подвиге.

 

Жизнь с Богом
ПАМЯТИ АРХИЕПИСКОПА ГРИГОРИЯ

Погребение в Бобреневе

25 февраля почил о Господе архиепископ Можайский Григорий, викарий Московской епархии. Через два дня клирики и миряне Московии проводили владыку в путь всея земли.
27 февраля в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Литургию Преждеосвященных Даров. Владыке сослужили митрополит Новгородский и Старорусский Лев, епископ Илиан (Востряков) и викарии Московской епархии: епископы Видновский Тихон, Серпуховской Роман, Зарайский Константин, Луховицкий Петр, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Московского епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, благочинные церковных округов и духовенство Московской епархии.
На богослужении присутствовали: Герой Советского Союза, председатель Всероссийской организации «Боевое братство» Б.В.Громов, председатель Московской областной думы И.Ю.Брынцалов, министр образования Московской области М.Б.Захарова, Почетный строитель России А.В.Горностаев, предприниматель И.О.Пархоменко, родственники архиепископа Григория, священнослужители, игумении монастырей и миряне, пришедшие проститься с архипастырем.
По окончании Литургии митрополит Ювеналий обратился ко всем с архипастырским словом: «Возлюбленные братья архипастыри, уважаемые высокие гости, всечестные отцы, монашествующие, родственники владыки Григория, возлюбленные братья и сестры! Нас сегодня в этой обители собрала память о владыке Григории. Ранним утром в Неделю Православия он отошёл ко Господу. В течение довольно продолжительного времени, как мы помним, он очень недомогал, но всегда, преодолевая различные недуги, ревностно продолжал служить Церкви Христовой. Более сорока лет он был моим ближайшим и верным помощником по управлению Московской епархией. Порой оказывалось, что он знал епархию и священнослужителей лучше, чем я, потому что находился в повседневном общении с духовенством и верующими Подмосковья. Он рукополагал священников и диаконов, возглавлял празднования памятных дней на приходах и в монастырях, освящал многие восстановленные порушенные святыни. Никогда не ссылаясь на свою немощь, владыка Григорий продолжал своё служение. До последних дней он ежедневно находился в Московском епархиальном управлении, принимая участие в заседаниях Епархиального совета, занимаясь другими текущими делами.
На прошлой неделе он сказал мне о том, что испытывает нестерпимые боли. Последние два-три дня он провёл дома, а когда ему стало хуже, был доставлен в реанимацию Первой градской больницы. Ранним утром в 5 часов 10 минут, в воскресный день, когда мы отмечали праздник Торжества Православия, он отошёл ко Господу. В это утро я прибыл в обитель, когда здесь шла ранняя Божественная литургия, и во время запричастного стиха объявил верующим о кончине Владыки и совершил по нём первую панихиду. В этот день мы также совершали празднование в честь нашей чудотворной иконы Божией Матери «Иверской». Я помолился перед этой иконой и направился в Храм Христа Спасителя, где в этот день Святейший Патриарх Кирилл возглавлял богослужение. Его Святейшество за Божественной литургией поминал владыку Григория и передал мне просьбу молиться о его упокоении.
Когда мы хороним человека, то порой теряем разум, пребывая в безутешном рыдании. Но стоя у гроба владыки, мы исполняемся духовной радостью, вспоминая о подвиге, который он совершил в течение всей своей жизни. Он рос в сиротстве, потому что его отец погиб во время Великой Отечественной войны. Он жил в нищете и сначала, получив высшее образование, стремился нести своё свидетельство детям, а потом, получив от Бога призвание и завершив высшее богословское образование, он всю свою жизнь посвятил служению Московской епархии. Сегодня за Божественной литургией мы вознесли горячие молитвы о его упокоении, а сейчас будем совершать чин отпевания.
Я вспоминаю, как некоторое время тому назад, жалуясь на своё самочувствие, владыка шутя говорил, что ему надо бы уходить на покой. Я тоже, как бы шутя, стыдил его и говорил: «А где тебе проводить этот покой?», – на что он отвечал: «В Бобреневом монастыре. Там так хорошо». Вспоминая эти слова владыки, мы решили, что будем погребать его в Коломне, в Бобреневом монастыре, потому что своей фразой он как бы сам избрал место своего упокоения…»
Митрополит Волоколамский Иларион огласил Патриаршее соболезнование в связи с кончиной архиепископа Можайского Григория.
Затем митрополит Ювеналий возглавил чин отпевания новопреставленного архиепископа Григория. Ему сослужили архипастыри, принимавшие участие в Литургии, а также председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Курганский и Белозерский Иосиф и многочисленное духовенство Московской епархии.
По окончании отпевания началось прощание верующих с владыкой Григорием. Затем под погребальный звон колоколов Новодевичьего монастыря гроб с телом почившего владыки был обнесён священнослужителями вокруг Успенского храма.
*****
В тот же день гроб с телом владыки Григория был доставлен в Богородицерождественский Бобренев монастырь. На территории обители митрополита Ювеналия встречал глава городского округа Коломны Д.Ю.Лебедев и коломенское духовенство. После совершения заупокойной литии архиепископ Можайский Григорий был погребён за алтарём собора Рождества Богородицы Бобренева монастыря.
Вечером того же дня в архиерейском доме на территории Ново-Голутвина монастыря состоялась поминальная трапеза.
Воспоминаниями о почившем владыке Григории поделились митрополит Ювеналий, присутствующие архипастыри, священнослужители и миряне. Они говорили об исключительной скромности и смирении почившего архипастыря, о неисчерпаемом милосердии и любви к ближним, которые особо отличали его, о его преданности Святой Церкви и жертвенном служении Господу.
Митрополит Ювеналий в заключение поблагодарил всех участников похорон приснопамятного архиепископа Григория и объявил о своём намерении в Великий Четверг, когда исполнится сорок дней со дня кончины владыки, прибыть в Бобренев монастырь для совершения Божественной литургии и поминальной молитвы о своём собрате.
Да упокоит Господь в селениях праведных новопреставленного архиепископа Григория! Вечная ему память!
БИОГРАФИЯ ВЛАДЫКИ
Архиепископ Можайский Григорий (в миру Юрий Сергеевич Чирков) родился 1 января 1942 г. в деревне Козлы Куменского района Кировской области в крестьянской семье.
В 1960 г., окончив среднюю школу, поступил на историко-филологический факультет Кировского государственного педагогического института. Спустя год перешёл на заочное отделение этого института и одновременно преподавал русский язык и литературу в восьмилетней школе с. Верхняя Быстрица Куменского района.
С 1963 г. работал инспектором Кировской государственной контрольной лаборатории. В 1966 г. призван в ряды Вооруженных сил.
В 1969 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, затем – в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1975 г. со степенью кандидата богословия за работу «Антропогенезис I и II глав Книги Бытия в толкованиях святых отцов и христианских богословов».
15 марта 1973 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с наречением имени Григорий в честь святителя Григория Двоеслова. 25 марта того же года рукоположен во иеродиакона, 4 декабря – во иеромонаха, и назначен помощником инспектора Ленинградской духовной академии.
В 1975-1978 гг. – слушатель аспирантуры при Московской духовной академии и одновременно референт Отдела внешних церковных сношений.
В 1976 г. возведен в сан игумена.
В 1977 г. назначен секретарем Московского епархиального управления.
В 1978 г. возведен в сан архимандрита.
В 1981 г. назначен настоятелем Успенского храма Новодевичьего монастыря в Москве.
Как священник имел все награды, включая второй крест с украшениями и Патриарший крест.
Постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 10 сентября 1987 г. определен быть епископом Можайским, викарием Московской епархии.
Наречен во епископа 12 сентября 1987 г. в Белом зале Московской Патриархии. Хиротонисан 13 сентября за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе в Москве.
25 февраля 1997 г. возведен в сан архиепископа.
Отошёл ко Господу 25 февраля 2018 г.

 

НА ПОГРЕБЕНИЕ ВЛАДЫКИ ГРИГОРИЯ

Светел снег за багряной оградой,
синевою горит небосвод.
…И струится печальной отрадой
панихиды таинственный ход,

словно реют небесные лики
в старом храме, над гробом владыки.

Был он стражем святого оплота
что стоял над рекою мирской.
Но теперь позабыты заботы
и работник ушёл на покой;

в тот покой, где неведомо время,
где ни боли, ни горести нет…
И сияет под солнцем Бобренев,
и горит ослепительный свет.

Роман СЛАВАЦКИЙ

 

К 80-летию со дня кончины священномучеников Павла, Константина, Иоасафа и преподобномученицы Мстиславы

ПРОТОИЕРЕЙ ПАВЕЛ КОСМИНКОВ

Образ отца Павла

Отец Павел родился в 1875 году в селе Новинки Серпуховского уезда в семье священника Василия Косминкова. По окончании Московской духовной семинарии был рукоположен во священника и с 1900 года служил в Покровской церкви села Лысцево Коломенского уезда. После революции отец Павел был возведён в сан протоиерея и назначен благочинным.
Известно, что 1 июня 1918 года он встречал в Коломне Святейшего Патриарха Тихона.
25 ноября 1929 г. протоиерея Павла первый раз арестовали и заключили в коломенскую тюрьму. 5 декабря ему было предъявлено обвинение в том, что «он открыто с амвона произносил контрреволюционные проповеди… Находясь в близких отношениях с бывшим епископом Феодосием, оказывал ему материальную поддержку и при его содействии вёл контрреволюционную деятельность». На этом документе отец Павел написал: «С епископом Феодосием находился в официальных отношениях, проповеди произносил лишь только касательно истин веры без контрреволюционных целей».
3 февраля 1930 года коллегия ОГПУ приговорила протоиерея Павла Косминкова к заключению в исправительно-трудовой лагерь на три года. Оттуда батюшка возвратился в Лысцево. За усердное служение в 1933 году награждён палицей.
В июле 1934 года отца Павла назначили в Никольский храм села Столпово Зарайского района.
В ночь с 16 на 17 ноября 1937 года в дом к отцу Павлу пришли сотрудники НКВД, предъявили ордер на обыск и арест. Перерыв весь дом, они изъяли дароносицу, а отца Павла доставили в коломенскую тюрьму и допросили. «Виновным себя в антисоветской и контрреволюционной деятельности не признаю», был его ответ.
25 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Павла к десяти годам заключения в исправительно-трудовых лагерях. Находясь в заключении, протоиерей Павел Косминков умер от непосильных условий содержания 2 марта 1938 года и был погребён в безвестной могиле.
В Покровском храме села Лысцево хранится икона священномученика Павла.  


ПРОТОИЕРЕЙ  КОНСТАНТИН ПЯТИКРЕСТОВСКИЙ

Икона отца Константина

Отец Константин родился 31 мая 1877 года в Москве в семье диакона Михаила Пятикрестовского.
Свою фамилию Пятикрестовские получили от прадеда Степана, первого священника в их роду. Он был крестьянином, уроженцем погоста Пяти Крестов под Коломной (на этом месте сейчас построен поселок Цемгигант). По преданию, кресты были поставлены в память пяти братьев, погибших в Куликовской битве. При поступлении в Коломенское духовное училище Степана спросили: «Чей ты? Откуда?» Он отвечал, что Яковлев, а живёт в Пяти Крестах. Поскольку в тот год уже двое Яковлевых были зачислены в училище, решили назвать Степана Пятикрестовским.
Первоначальное образование  Константин получил в духовном училище. В 1897 году он окончил по второму разряду Московскую духовную семинарию и трудился учителем в Георгиевской церковноприходской школе.
В 1899 году Константин Михайлович обвенчался с дочерью московского священника Сергия Миропольского Людмилой. Впоследствии у них родилось четверо сыновей.
В 1899 г. Константина рукоположили  во священника к Михайло-Архангельскому храму села Коробчеево Коломенского уезда. Прослужив здесь два с половиной года, он тяжело заболел (жильё там было непригодное) и в 1902 году ушёл за штат.
В 1903 году батюшка получил назначение в Никольскую церковь в селе Летово Подольского уезда; здесь прослужил десять лет. В 1913 году он стал настоятелем Введенского храма в Конюшенной слободе близ Дмитрова.
В 1926 году священника наградили наперсным крестом, в 1932 году возвели в сан протоиерея. В 1936 г. награждён палицей.
В храме Введения отец Константин прослужил двадцать четыре года. Он был арестован ночью 26 ноября 1937 года. Священнику предъявили обвинения в антисоветской деятельности, в распространении контрреволюционной клеветы против существующего строя, в высказываниях враждебных взглядов против коммунистов, агитации населения против выборов в Советы. Весь этот вымысел отец Константин отверг. В конце допроса сказал: «Виновным в антисоветской агитации я себя не признаю. В частных беседах я говорил: «Православная вера и вообще вера в Бога с арестами священников и закрытием церквей не прекратится, не прекратится она, эта вера, в силу того, что бессмертна».
5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Константина к десяти годам заключения. Впоследствии один из очевидцев тех событий рассказывал: «После ареста всех заключенных собрали в милиции, явились молодцы с ножницами и бритвами и, глумясь, издеваясь, всех обстригли, побрили, сорвали со всех рясы. Ни следствия, ни суда не было, повезли в Сибирь».
Батюшку отправили в Мариинские лагеря (Кемеровская область) на лесоповал. Семья не знала, где находится отец. Но однажды от него пришло письмо – маленький бумажный квадратик: «Дорогая Люда! Пишу из г. Мариинска Сиб. распред. лаг. НКВД. Привет моим дорогим деткам и внучатам... Если о чём желаешь известить меня, то пиши по означенному адресу. Если отсюда вскоре и возьмут, то твоё письмо всё равно дойдёт до меня чрез Сиб. распред. лаг. НКВД».  Это была единственная весточка от него. На письма родных он не отвечал.
7 апреля 1938 г. ему написал сын Пантелеимон: «Здравствуй, папа! Вот уже четыре с половиной месяца, как ты уехал из Дмитрова, а между тем от тебя получено только одно письмо из Мариинска. Почему ты не пишешь? Не болен ли ты? Очень ждём от тебя письма. Напиши, как здоровье, где в настоящий момент находишься, что делаешь? Сообщи – получил ли ты письмо от мамы, а также деньги и посылку? Пиши чаще. Мы все живы и здоровы. Желаем тебе бодрости, здоровья и спокойствия. Может быть, тебе необходимо что-либо из одежды, обуви, продуктов питания – напиши, и мы немедленно тебе вышлем».
 На обороте этого письма один из заключенных написал ответ и выслал жене священника:  «Дорогая матушка Л.С.! Хочу Вам сказать и не утаить от Вас, я такой же, как Ваш муж К.М. Не пугайтесь, он помер… Мне Вас жаль, что Вы ему всё пишете и пишете, наконец, вижу сынок Пантюша пишет. Ваши письма два ещё у меня… Мы поплакали горько, я решил потрудиться и ответить. Вот моя покорнейшая просьба: больше не пишите и не ищите его, он почил милостью Божией, а о посылках Вы сверьтесь на почте…»
Протоиерей Константин Пятикрестовский умер в больнице Мариинского лагеря 6 марта 1938 года и был погребён в безвестной могиле.
Молебное пение священномученику Константину регулярно совершается у поклонного креста на месте разрушенного храма Архангела Михаила в селе Коробчеево под Коломной.

МОНАХИНЯ МСТИСЛАВА (ФОКИНА)

Образ святой Мстиславы

Матушка Мстислава (в миру Мария Семеновна Фокина) родилась в 1895 году в деревне Малое Уварово Коломенского уезда в семье рабочего коломенского завода Семена Фокина. Мария окончила сельскую школу и с 1908 года работала на шелкокрутильной фабрике в Коломне.
В 1913 г. ей пришлось оставить работу, т.к. в это время тяжело заболела мать, и она стала ухаживать за ней. После смерти родителей Мария сначала жила с братьями. Но они были людьми неверующими, коммунистами, и, желая всецело посвятить свою жизнь Господу, она в 1921 г. ушла от  них и поселилась в Коломне при храме, принадлежащем одному из мужских монастырей. Здесь прожила до 1931 г.
15 апреля 1930 г. в Ижевске Мария была пострижена в монашество с именем Мстислава и вернулась в Коломну, продолжив своё послушание в храме. В декабре 1930 г. она отправилась в Рязанскую область и поселилась рядом с Иоанно-Богословским монастырем в селе Пощупово.
31 мая 1931 г. безбожные власти арестовали братию монастыря, а также иноков и мирян, собравшихся вокруг обители – всего 40 человек, и среди них – матушку Мстиславу. На допросе в рязанской тюрьме она сказала: «Я смело заявляю: власть притесняет религию; дана свобода, а получается наоборот – монастыри и церкви закрывают». На вопрос о том, кто постригал её, она отказалась назвать священнослужителя, а относительно того, почему она приняла монашество, ответила, что ушла в монастырь для спасения души, чтобы «отказавшись от мира сего, отдать себя на служение всецело Богу, в Которого верю, и никакие убеждения и притеснения не убьют во мне веры в Бога».
3 сентября 1931 г. тройка ОГПУ приговорила монахиню Мстиславу к трём годам заключения в концлагере. Отбыв весь срок на каторжных работах в Свирьлаге, она в 1934 г. вернулась в Коломну и стала прислуживать при Покровской церкви. Когда храм закрыли, в 1936 г. поступила кладовщицей на Патефонный завод.
Вновь монахиня Мстислава была арестована 24 февраля 1938 г. и заключена в коломенскую тюрьму. Все обвинения в контрреволюционной деятельности, а также все лжесвидетельства она отвергла.
2 марта 1938 г. тройка НКВД приговорила монахиню Мстиславу (Фокину) к расстрелу. 9 марта 1938 г. она была казнена на полигоне Бутово.


ИГУМЕН ИОАСАФ (ШАХОВ)

Икона отца Иоасафа

Игумен Иоасаф (в миру Иосиф Иванович Шахов) родился в 1870 году в селе Ильинском Ярославской губернии в крестьянской семье. Окончил церковноприходскую школу. Решив выбрать жизненный путь воина Христова, он в 1896 году поступил послушником в Николо-Пешношский монастырь, где подвизался до 1904 года.
В 1904 году началась Русско-японская война, и настоятель монастыря игумен Савва благословил послушника ехать на фронт, чтобы ратным подвигом послужить Церкви и Родине. После заключения мира с Японией он вернулся в обитель, был пострижен в монашество с именем Иоасаф и рукоположен во иеродиакона, а в 1910 году – в иеромонаха.
Когда началась Первая мировая война, стали создаваться дополнительные армейские части, для духовного окормления которых потребовалось увеличить число полковых священников; они особенно были нужны на передовой, где страдания и смерть становились повседневными. В 1915 году иеромонаха Иоасафа командировали на германский фронт священником 461-го полка. Он ходил вместе с солдатами в бой, выносил с поля боя раненых, исповедовал и причащал их, погребал убитых.
Иеромонах Иоасаф пробыл на фронте до лета 1917 года, возвратился в свой монастырь и подвизался в нём до закрытия в 1928 г.
Затем батюшка приехал в Коломну с намерением поступить в Богоявленский Голутвинский монастырь, но настоятель монастыря архимандрит Никон, зная, что дни обители сочтены, благословил его служить на приходе. Епископ Егорьевский, викарий Московской епархии Павел (Гальковский) направил его в единоверческий храм Живоначальной Троицы в село Поповка (ныне Октябрьское) Коломенского района. Ревностный пастырь увидел, что дела в приходе находятся в самом плачевном состоянии, в районе проживает много раскольников и сектантов, которым не оказывается ни малейшего противодействия со стороны православных. И в то самое время, когда безбожное государство беспощадно преследовало Церковь, иеромонах Иоасаф энергично взялся за миссионерскую деятельность, стараясь просветить заблудших, и на этом поприще достиг немалых успехов, люди стали отходить от сект и возвращаться в Православную Церковь. В этом приходе иеромонах Иоасаф прослужил десять лет. В 1930 году он был возведён в сан игумена.
8 марта 1938 года власти арестовали его и заключили в коломенскую тюрьму.
– Вы изобличаетесь в том, что неоднократно призывали колхозников к защите веры, – сказал следователь.
– Да, – ответил священник, – я требовал от верующих, чтобы они ходили в церковь, молились Богу и защищали от поругания веру.
– Следствием установлено, что вы в проповеди на праздник Рождества Христова высказали мысль о пришествии Христа, который поведёт борьбу с врагами.
– Да, в моей проповеди было сказано о Втором Пришествии Христовом, и я говорил верующим, что им нужно быть готовыми встретить Христа. И в этой связи я напоминал им о Страшном Суде».
13 марта Тройка НКВД приговорила отца Иоасафа к расстрелу. Игумен Иоасаф (Шахов) был убит 22 марта 1938 года и погребён в общей безвестной могиле в Бутово.
 


ЮБИЛЕЮ МАСТЕРА ПОСВЯЩАЕТСЯ

Абакумовские чтения

25 февраля исполнилось 70 лет со дня рождения нашего земляка, Почётного гражданина Коломны Михаила Георгиевича Абакумова.
Коломенцы помнят и любят своего живописца.
К юбилею в залах Культурного центра «Дом Озерова» проходит выставка «Окно в вечность», на которой представлены произведения М.Абакумова из частных коллекций и ранее не выставлявшиеся графические работы.
Свою ХХIV отчётную выставку художники Коломенского отделения ВТОО «Союз художников России» назвали: «Абакумову посвящается», выразив тем самым глубокое уважение и преклонение перед мастером, подтверждая и свою приверженность к реалистической школе живописи.  
16 и 17 февраля Дом Озерова принимал в своих стенах участников и гостей Всероссийской научно-практической конференции «VIII Открытые Абакумовские чтения», также посвящённой юбилею.
В этом году тема конференции «Художник и время» позволяет раскрыть такие важные направления, как осмысление роли искусства в современном обществе, сохранение и пропаганда традиций русской культуры, роль художника в культурно-историческом пространстве,  роль музеев в сохранении традиций, изучение уникального художественного наследия М.Г.Абакумова...
В работе конференции приняли участие искусствоведы, художники, культурологи, историки, филологи, педагоги, музыкальные работники – всего более сорока человек.
В первый день состоялся круглый стол, в котором приняли участие Н.В.Панин – начальник Коломенского управления по культуре и туризму; Наталья и Андрей Абакумовы (дети Михаила Георгиевича) и О.Л.Кондратьева – организаторы выставки «Окно в вечность»; С.А.Гавриляченко – народный художник России, профессор Суриковского института, секретарь Правления Союза художников России;  В.Е.Калашников – кандидат искусствоведения, зав. кафедрой Института искусств РГУ имени Косыгина; В.А.Орлов – заслуженный художник России, руководитель Абакумовских пленэров; Ю.Д.Герасимов – председатель Союза русских художников, г. Москва; М.Стоянович – художник, автор проекта «Сербия с палитры русских художников».
Во второй день шёл разговор о роли музеев в современных условиях, о проблеме капитализации искусства, о механизмах продвижения художников, взаимоотношениях живописца и зрителя.
Всеобщий интерес вызвали доклады: народного художника, профессора С.А.Гавриляченко (Москва), заслуженного художника, скульптора Р.А.Лысенина (Рязань), кандидата искусствоведения В.Е.Калашникова (Москва), доктора филологических наук, профессора В.А.Викторовича (Коломна), культуролога, заведующей сектором Петербургского музея-памятника «Исаакиевский собор» А.Е.Корчагиной, доцента Института искусств И.Ю.Буфеевой, музееведа, руководителя проекта «Музейный город» А.В.Безруковой.
По материалам форума будет издан научный сборник.
*****
26 февраля в Центральной городской библиотеке имени В.В.Королёва собрались друзья, почитатели таланта М.Г.Абакумова, чтобы ещё раз вспомнить этого замечательного художника.
«Солнечная кисть России» – это не только название встречи, но и констатация факта неординарного таланта нашего земляка и современника.
В задушевную атмосферу вечера органично вплетались и рассказ его ведущей Т.А.Форисенковой, и фильм арт-галереи «Прима» о Михаиле Георгиевиче, и видеоряд показанных на экране картин мастера и воспоминания о нём К.В.Букринского и Ю.В.Никандрова, и видео со словами В.В.Королёва о картинах Абакумова и о нём самом, и исполнение К.В.Букринским любимых песен художника.
О.С.Королёва в своих воспоминаниях остановилась на способности Михаила Георгиевича и Аси Георгиевны дружить не на словах, а на деле, быть поддержкой в трудные минуты жизни. А ещё – на чудесной роли, МИССИИ, которую люди, подобные М.Г.Абакумову и В.В.Королёву, несут в мир, уча нас видеть глазами художника красоту творения Божия, слышать и слушать  внутренним слухом слово, созданное писателем, музыку, написанную композитором.
И великая им за это благодарность и память наша.
Ольга КОРОЛЁВА

 

СЛОВО О ПОКАЯНИИ И СПАСЕНИИ

Разумею слово о покаянии и спасении, чтобы всякий, кто в ратоборстве с диаволом бывает уязвлен, со тщанием притекал к сокровищу исцелений.
Преподобный Ефрем Сирин
Сокровищем исцелений именует преподобный Ефрем Сирин спасительное покаяние. Воистину сокровище это бесценно! Любая страшная язва, любая болезнь душевная или телесная, любой тягчайший грех, кроме гордыни диавольской, врачуется этим огневидным лекарством.
Что было бы с нами, если бы Всемилостивый Господь не даровал нам Таинство покаяния? Нет праведного ни одного, и делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть (Рим.3,10,20). Все мы погрязаем в грехе, и без возможности очиститься покаянием все мы по суду Высшей справедливости подлежали бы вечному проклятию.
Но благ Господь, подающий надежду грешникам и дарующий спасение кающимся! И вот в последнюю Неделю перед великой Страстной седмицей вспоминает Святая Церковь преподобную Марию Египетскую, силою покаяния поднявшуюся из смрадной адской пропасти к благоухающим вершинам святости.
В юности своей Мария Египетская была ненасытна на грех и неудержима в погоне за мерзкими наслаждениями. Глядя на неё, весело хохотали демоны и горько рыдал её Ангел-хранитель. Но Господь не оставил Своею милостию и эту, казалось бы, безнадёжно заблудшую душу. Вняв посланному Богом знамению, Мария нашла в себе силы на беспримерный подвиг покаяния, из греховной глубины взошла на высоты равноангельские.
Кто-то, размышляя о грехах юности Марии Египетской, сочтёт, что уж его-то сравнительно малые грехи Господь непременно простит. Увы, это душепагубное заблуждение! Сам Высочайший Судия говорит таким: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк.16,15).
Не бывает грехов больших и малых, бывают грешники раскаявшиеся и закоренелые. Преподобная Мария Египетская сражалась в пустыне с ужасающим драконом своего мрачного прошлого. Но одинаково может погибнуть душа человеческая и от дыхания такого дракона, и от укуса маленькой ядовитой змейки или ничтожного на вид тарантула.
Как выкупила преподобная Мария Египетская душу свою из рабства греху? Около полувека подвизалась праведница в непрестанной молитве и окаянных слезах, почти обходясь без пищи и пития, под палящим солнцем пустыни, так что белоснежная прежде кожа её почернела, а волосы выгорели добела. И только через семнадцать лет таких подвигов даровал ей Господь совершенное очищение и силу благодати Своей – Мария в молитве поднималась на локоть от земли, ей служил лев, она ходила по воде, как по суху.
Конечно, большинство смертных не способно совершить подобные подвиги и может только удивляться им. Но милостивый Господь, знающий наши немощи, и не требует от нас непосильного.
Старец Паисий Величковский говорит: «Нельзя всем иметь одно правило и один подвиг; потому что одни сильны, другие немощны; одни – как железо, другие – как медь, иные – как воск». Каждый должен подвизаться, соизмеряя свои силы. Однако не должно, ссылаясь на слабость, вовсе не радеть о делах благочестия.
У каждого человека свои грехи, и все они, словно змеи, язвят его сердце. В Таинстве покаяния мы должны умертвить сих внутренних врагов нашего спасения прежде, чем они ввергнут в погибель души наши. Господь, не хотящий смерти грешника, отпускает грехи чистосердечно кающимся. Но мерзость в очах Его наше лукавое самоугождение.
Возлюбленные во Христе братья и сестры!
Увы, теплохладность, небрежение в деле спасения собственной души особенно распространены в нашем современном обществе. Да, позади десятилетия бездуховности, нравственного разложения, отчуждённости от церковных обрядов и установлений. Но это не служит нам, нынешним, оправданием. Напротив, мы должны бы с усиленной ревностью подвизаться на ниве Господней, дабы искупить мрачное прошлое, наверстать растраченное во грехе драгоценное время, обрести надежду на будущее…
Тяжелое наследие оставили нам предшествующие поколения, тягостен грех и нашего времени. Но в этом сумраке явственно слышен глас Господень, призывающий нас не к унынию и отчаянию, а к бодрости и духовному деланию. Празднуемая ныне память преподобной Марии Египетской – это и урок надежды, живое свидетельство того, что самые тяжкие грехи прощает Любящий Господь ищущим Его.
Будем же и мы из бездны падения с верой и надеждой взывать ко Господу нашему Иисусу Христу, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк.19,10). Аминь.
Владимир, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский


    
НА ВЕЛИКОПОСТНЫХ СЛУЖБАХ

«Да исправится молитва моя…»

Что такое «библейские песни», какие читаются пророчества, почему на службах в два раза больше псалмов, когда кладутся земные поклоны – рассказываем об особенностях служб Великого поста.
С вечера Прощеного воскресенья храмовые облачения становятся тёмными. Начинается время пространных неторопливых церковных служб. Тот, кто хочет посещать великопостные службы (особенно первой седмицы), должен запастись терпением. Для современного человека, втянутого в круговерть деловой жизни, эти богослужения станут своеобразным подвигом.
Благочестивые священники церковные службы Великого поста стараются совершать без всяких сокращений. И значит, псалмов на службе будет читаться раза в два больше (вся Псалтирь за седмицу поста должна прочитываться два раза).
Ещё одна редкая возможность для посещающих великопостные службы. На утреннем богослужении читается канон (пространный молитвенный текст, гимн). Вне поста мы слышим между фрагментами канона (тропарями) припевы «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему»! или «Пресвятая Богородице, спаси нас»!  Теперь порядок меняется. Великим постом каноны стараются исполнять так, как это происходило в древности. Тропари чередуются с библейскими песнями, которые по своему смыслу задают содержание тропарей канона. Всего песен, участвующих в пении канона, девять, по числу песней канона.
Первая – песнь пророка Моисея, посвященная переходу евреев через Чермное море. Вторую песнь из Второзакония, речь Моисея можно услышать только Великим постом, в другое время она не поётся. Связано это с её обличительным содержанием, с призывом к покаянию. Третья песнь – хвалебная, пророчицы Анны, матери пророка Самуила, четвертая и пятая  – пророков Аввакума и Исайи, пророчествовавших о Спасителе. Шестая – пророка Ионы, который своим трёхдневным пребыванием во чреве кита прообразовал трёхдневное пребывание во аде Иисуса Христа. Седьмая и восьмая библейские песни, включённые в канон, заставляют думать о молитве к Богу в трудных обстоятельствах. Это песни пророка Даниила и трёх отроков в вавилонской печи. Девятая песнь – Богородицы, уже новозаветный текст, указывающий на завершение ветхозаветной истории.
Так образуется очень глубокое по содержанию и смыслу песнопение, с помощью которого мы можем пережить историю спасения: от бегства евреев из Египта до Благой вести.  
*       *        *
У Великого поста есть свой особый богослужебный знак. Это молитва Ефрема Сирина. Во время неё кладутся четыре земных поклона и двенадцать поясных с молитвенными прошениями: «Боже, очисти мя грешного».
*       *       *
В эти дни можно открыть для себя, чему посвящены небольшие службы, называемые часы. И если кто тяготился ими, опаздывал с утра к третьему и шестому часу или, напротив, торопился убежать вечером с первого, а про существование девятого вовсе не подозревал, тот может во время поста проникнуться важностью этих служб.
Смысл первого часа выражен его тропарём, который начинают по особому исполнять, совершая земные поклоны во время пения этого текста.
Обычно священник возглашает: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой», и совершает земной поклон. Хор пропевает эти слова и тоже совершает земной поклон, пока священник возглашает особые стихи: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое», «Яко к Тебе помолюся, Господи». К этим стихам хор подпевает тропарь «Заутра услыши…», всё это сопровождается поклонами. Когда слышишь песнопения первого часа Великим постом, сразу понимаешь – это утреннее призывание Бога.
На третьем часе подобным же образом поют, вспоминая событие Пятидесятницы: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся».
Шестой – воспоминание страшного момента Распятия Христова: «Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас».
Девятый час не менее страшен по смыслу, это время смерти Иисуса Христа: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас».
*       *       *
В течение Великого поста во время разных моментов богослужения должны быть прочитаны три книги из ветхого Завета: Бытия, Притч Соломоновых и Книга пророка Исайи. В древней Церкви люди, готовящиеся к Таинству Крещения, как раз на богослужениях Четыредесятницы  слушали тексты, которые должен был знать каждый христианин.  
 *       *       *
И Библейские песни, и часы, и чтения Священного Писания, и молитва Ефрема Сирина – всё это останется с молящимися практически на весь пост.
Но на первой и пятой седмицах, помимо богослужебных открытий, человека ожидает призыв к сугубому покаянию. Четыре дня (понедельник, вторник, среду и четверг) первой седмицы  и в среду  пятой седмицы вечером совершается особое богослужение – великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского.
Он начинается словами: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление».
Канон по содержанию представляет собой беседу кающегося с его собственной душой. В его словах разворачивается ретроспектива долгого и мучительного пути человечества ко спасению. Вспоминается много библейских персонажей (Моисей, Аарон, Авраам, Иосиф, «колесничник Илия»), пример которых должен сподвигнуть человеческую душу к очистительному покаянию.
Пример самого Христа должен служить душе образом твердости в духовном делании: «Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится».
*       *       *
В дни Великого поста можно причаститься на Литургии Преждеосвященных Даров. Привычная всем Евхаристия совершается во время поста только по субботам и воскресеньям. А в среду и пятницу христиане причащаются Дарами, освящёнными в предшествующее воскресенье. Поэтому и называется – Литургия Преждеосвященных Даров. Эта служба тихая и благоговейная.  Только на ней можно услышать замечательные коленопреклоненные песнопения «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…» и «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат…».
Так на будничных великопостных службах Святая Церковь зовёт нас к покаянию. Откликнемся же на этот призыв!

 

Страницы истории
ПОМИНАЛЬНОЕ БРАТСТВО

Могила И.И.Лажечникова

Ещё в далёкие античные времена существовала благочестивая традиция товариществ, в которых люди объединялись для совместного поминовения усопших, для погребения членов братства, ухода за могилами. Такие объединения были особенно ценны для христиан в эпоху гонений. Они давали возможность легально собираться для совместной молитвы.
Сегодня мы переживаем совсем другую эпоху. Официальные гонения на Церковь прекращены, однако и сейчас среди верующих сохраняется иногда некая разобщённость. И всё же есть возможности осознать Коломну не только как сумму разрозненных общин, но как единую духовную общность. Одной из таких прекрасных возможностей может стать общее молитвенное поминовение.
КОЛОМЕНСКАЯ МОСКВА
Не секрет, что наш город неразрывно связан с Москвой, начиная с 1300 года. И вряд ли покажется парадоксом, что основу нашей духовной и культурной славы создали «московские коломенцы» и «коломенские москвичи». Первые, как Валерий Королёв, приезжали из первопрестольной в провинцию в поисках вдохновения и здесь обретали творческий расцвет. А вторые, подобно Лажечникову, уходили с малой родины в близкую Москву и там, получив всероссийскую известность, прославляли Коломенский край.
Так что и в столичных некрополях есть места, особенно дорогие нам.
А первенство здесь занимает, конечно же, Новодевичий монастырь. Тут расположен административный центр Московской епархии, откуда митрополит Крутицкий и Коломенский управляет православной Московией. Но здесь же, прямо в монастыре, находятся две дорогие могилы замечательных людей, основоположников «коломенского текста». Рядом с собором под скромным памятником обрёл вечный покой Иван Иванович Лажечников. А на центральной дорожке встречает нас мраморное надгробие Никиты Петровича Гилярова-Платонова, чьи бесценные воспоминания «Из пережитого» внесли огромный вклад в формирование художественного образа Коломны.
Но ведь и Новая территория тоже близка коломенцам! Там погребены и потомки Гилярова, и Шервинские, о которых мы немало писали в недавних номерах, и другие близкие нам люди. Разве не достойно было бы приехать в Новодевичий, помолиться в его святынях, послужить заупокойную литию, поклониться памяти земляков? И как знать, может, появится в будущем паломнический маршрут, полезный не только для приобретения исторических познаний, но и для души!
НЕБЕСНЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ
Есть и ещё одно основание, пожалуй, даже более существенное, чтобы посетить столицу. В Архангельском соборе Московского Кремля почивают мощи наших любимых святых: Димитрия Донского и Евдокии-Евфросинии. Благоверный князь Димитрий, по преданию, родился в Коломенском крае и при жизни, как известно, испытывал большую привязанность к нашему граду. Здесь в 1366 году совершилось браковенчание княжеской четы…
Так разве не является нашим нравственным долгом молитвенное обращение к святым, столь близким Коломне при жизни, и, надеемся, не оставляющим город своим попечением по сию пору?
А святитель Филарет (Дроздов), чьи мощи сегодня покоятся в возрождённом Храме Христа Спасителя? Многие коломенцы побывали в этой святыне, но многие ли поклонились гробнице нашего славного земляка и небесного покровителя? Все ли помнят о том, где сегодня находятся его честные мощи? А надо бы, чтобы помнили и обращались за помощью к небесному заступнику Коломны!
Есть и другие места, которые полезно было бы посетить коломенскому жителю. Например, Данилов монастырь, основанный святым князем Даниилом Московским, который присоединил Коломну к своему княжеству. Или Донской монастырь, посвящённый столь дорогой для нас чудотворной иконе, небесной покровительнице и нашего града, и всего воинства русского…
Давайте помнить своё прошлое, ибо в нём кроются истоки нашей нынешней жизни и залог нашего будущего!

Роман СЛАВАЦКИЙ


 


ЧЕРКИЗОВСКАЯ ХРОНИКА
(Окончание. Начало в №№ 5-12-2017, № 1-2-2018)

Школа Шервинских

Казалось, пелена забвения и поругания навсегда накрыла Черкизово. Но всё же тайными путями, на первый взгляд не пересекаясь, духовные родники начали пробиваться в Коломенской земле. В 70-е годы оживляется интерес краеведов к литературной истории, вспомнили, наконец, и Шервинских. В 1977 году, к 800-летию Коломны, в городе открылся общественный литературно-художественный музей, в котором значительная часть экспозиции была посвящена черкизовскому литературному кругу.
А в 1984 году к храму Николы-в-Старках был определён опальный священник Димитрий Дудко. Немало испытаний выпало на долю этого удивительного человека! Одарённый прекрасным проповедническим талантом, он осмеливался не только записывать свои проповеди, но и публиковать их за границей. За слово Божие, за обширную духовную деятельность отца Димитрия не раз арестовывали, потом выпускали, перемещали с одного прихода на другой.
И вот, наконец, он оказался в Коломенском крае, так что в середине 80-х не только район, но и город воспринимают яркую просветительскую работу протоиерея Димитрия. Он выступает с лекциями в библиотеках и культурных центрах, к нему приезжают не только духовные дети из Москвы. Жители Коломны тоже потянулись в Черкизово.
С черкизовским батюшкой были знакомы писатель Валерий Королёв, игумения Анастасия (Печенкина) – ещё до того, как она приняла постриг. Окрестности Черкизова позднее отразятся в повести Королёва «Похождения боярского сына Еропкина». Коломенские мотивы можно встретить и в книге отца Димитрия «На скрещенье дорог».
Пока были силы, отец Димитрий подвизался в Черкизове. Скончался старец в Москве в 2004 году…
А между тем созидательная работа в селе продолжалась. В 1988 году на Шервинской школе открыли мемориальную доску в память о знаменитых писателях, которые в разные годы посещали Старки и оставили свой след в истории села.
Шервинских в Черкизове не забыли. Остались люди, сберегшие благодарные воспоминания, хранящие личные вещи, связанные со знаменитой семьёй. И когда в 2002 году в Шервинской школе открылась выставка к 110-летию со дня рождения Сергея Васильевича Шервинского, – люди откликнулись, принесли ценные материалы, мебель, вещи, фотографии, письма...
После реставрации в здании открылся культурный центр и развернулась экспозиция, основой которой стали подлинные предметы, во множестве переданные семьёй Шервинских.
За последние годы вышло несколько книг, посвящённых истории древнего села, появились крупные публикации в периодике.
На наших глазах совершается синтез черкизовской истории. Ранее разрозненные события, начиная от средних веков и до нашего времени, соединяются в общую летопись.
Конечно, предстоит ещё огромная работа, прежде чем возродится знаменитая «ахматовская тропа» – путь по берегу Москвы-реки от храма Николы-в-Старках до Шервинской школы. Ещё бросаются в глаза уродливые корпуса психоневрологического интерната, ещё в руинах Успенская церковь…
Но Господь даёт нам надежду на лучшее будущее, даёт силы на продолжение духовного пути, начатого ещё во времена святого благоверного Димитрия Донского. И вполне возможно, что эта Черкизовская хроника продолжится новыми и достойными главами!

Роман СЛАВАЦКИЙ


 

ДОМОВЫЕ ХРАМЫ

В храме Марии Магдалины при МГЛУ

Домовые церкви в России существовали издавна, особенно это было характерно для Москвы, где почти в каждой богатой усадьбе находилась своя церковь. Домовые церкви имели посвящение как в честь чтимого в семье святого, так и в честь святого, в день памяти которого тот или иной полк одержал победу. Внешне домовая церковь, расположенная в здании, выделялась небольшой главкой либо просто крестом над кровлей. До 1917 года домовые церкви создавались для людей, которые в силу возраста или болезни не имели возможности посещать приходскую церковь, при наличии у них особых заслуг.  И в дальнейшем в дореволюционных Москве и Санкт-Петербурге учреждения самой различной специализации (больницы, учебные заведения, вокзалы, отделения связи, военные части) имели свои церкви. В Москве перед революцией 1917 года было не менее 230 домовых церквей.
После прихода к власти большевиков именно с этой категории храмов началась борьба с религией. В дореволюционной России имущество приходских церквей принадлежало государству. Домовые церкви, в которых не было приходов, контролировать было сложно. Их новая власть планировала закрыть к сентябрю 1918 года. Вся кампания растянулась до 1923 года.  
Домовые церкви при институтах – это старая традиция, которая несёт в себе идею духовного воспитания студентов. Примечательна история домового храма при Московском государственном университете. 25 (12 января) – день памяти мученицы Римской Татианы. В 1755 году  Императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета. Так как в этот день праздновалась память мученицы Татианы, её день памяти – Татьянин день – стал впоследствии днем рождения Университета, а затем и всеобщим студенческим днём. Некогда в  университетской церкви происходило отпевание Н.В.Гоголя, гроб с телом которого несли на руках его друзья, профессора университета; здесь отпевали Т.Н.Грановского, С.М.Соловьёва, В.О.Ключевского и многих других профессоров Московского университета; тут же крестили дочь профессора И.В.Цветаева, будущую поэтессу Марину Цветаеву.
Не менее интересна история храма равноапостольной Марии  Магдалины  в здании  Московского института иностранных языков (ныне МГЛУ). Старинный особняк принадлежал генерал-поручику П.Д.Еропкину, а после его смерти здесь основали Коммерческое училище, покровительницей которого была августейшая  Мария Феодоровна, вдова императора Павла I. Церковь была освящена  в честь святой равноапостольной Марии Магдалины – небесной покровительницы императрицы. Настоятелем храма Коммерческого училища и учителем в нём закона Божия в течение сорока трёх лет был священник, впоследствии протоиерей, Михаил Васильевич Соловьёв. Отец Михаил жил вместе со своей семьёй в здании училища, и здесь у него родился сын Сергей – будущий великий русский историк. В 1917 году Императорское коммерческое училище было ликвидировано,  церковная утварь вывезена, стены под мрамор закрашены краской, росписи заштукатурены…
Ныне этот храм восстановлен и освящён, там вновь совершается служба Божия.
Так традиция созидания домовых церквей продолжается. Будь то Белорусский вокзал, Счётная Палата РФ или институт –  церковное здание, оберегающее в своих стенах святыню, в среде суетливых событий  напоминает человеку о самом главном.
Дарья МИХАЛЕВИЧ

 

Духовное чтение
А.П.ЧЕХОВ
СТУДЕНТ

Иллюстрация Василия ХРУЛЁВА

Великий пост – время иной, насыщенной, глубинной жизни. Это не только время отказа от пищи животного происхождения, но особенный период в жизни верующего человека, когда он старается сбросить с себя всё недостойное, устаревшее, обновиться, стать другим, более лёгким и светлым. Недаром в песнопениях пост называется «весной» (периодом возрождения, цветения) и «временем весёлым».
Это хорошо чувствовали русские классики. Пример тому – рассказ Антона Павловича Чехова.
Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой.
Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, все сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой.
Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. Слышались мужские голоса; это здешние работники на реке поили лошадей.
– Вот вам и зима пришла назад, – сказал студент, подходя к костру. – Здравствуйте!
Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его и улыбнулась приветливо.
– Не узнала, Бог с тобой, – сказала она. – Богатым быть.
Поговорили. Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее всё время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой.
– Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, – сказал студент, протягивая к огню руки. – Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!
Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил:
– Небось, была на двенадцати евангелиях?
– Была, – ответила Василиса.
– Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А Господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед… Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били…
Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента.
– Пришли к первосвященнику, – продолжал он, – Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери… Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В Евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания…
Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль.
Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нем. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха.
Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…
Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра.
И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.
А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, – ему было только 22 года, – и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.

 

Читаем, слушаем, смотрим…
Как купчиха постничала

Отцы и учители Церкви неоднократно говорили о том, что духовная составляющая поста превыше физической. Однако и о воздержании в пище забывать нельзя. Кому и как поститься – это повод посоветоваться со своим духовником, главное, чтобы не случилось так, как в рассказе русского сказочника Степана Писахова.
 Уж така ли благочестива, уж такой ли правильной жизни была купчиха, что одно умиленье!
Вот как в масленицу сядет купчиха с утра блины ись. И ест, и ест блины – и со сметаной, с икрой, с семгой, с грибочками, с селедочкой, с мелким луком, с сахаром, с вареньем, разными припеками, ест со вздохами и с выпивкой.
И так это благочестиво ест, что даже страшно. Поест, поест, вздохнет и снова ест.
А как пост настал, ну, тут купчиха постничать стала. Утром глаза открыла, чай пить захотела, а чаю-то нельзя, потому пост.
В посту не ели ни молочного, ни мясного, а кто строго постился, тот и рыбного не ел. А купчиха постилась изо всех сил: она и чаю не пила, и сахару ни колотого, ни пиленого не ела, ела сахар особенный – постной, вроде конфет.
Дак благочестивая кипяточку с медом выпила пять чашек да с постным сахаром пять, с малиновым соком пять чашек да с вишневым пять, да не подумай, что с настойкой, нет, с соком. И заедала черными сухариками.
Пока кипяточек пила, и завтрак поспел. Съела купчиха капусты соленой тарелочку, редьки тертой тарелочку, грибочков мелких, рыжичков, тарелочку, огурчиков соленых десяточек, запила все квасом белым. Взамен чаю стала сбитень пить паточный. Время не стоит, оно к полудню пришло. Обедать пора. Обед постной-постной! На перво – жиденька овсянка с луком, грибовница с крупой, лукова похлебка.
На второ – грузди жарены, брюква печена, солоники – сочни-сгибни с солью, каша с морковью и шесть других каш разных с вареньем и три киселя: кисель квасной, кисель гороховый, кисель малиновый. Заела все вареной черникой с изюмом. От маковников отказалась:
– Нет-нет, маковников ись не стану, хочу, чтобы во весь пост и росинки маковой во рту не было!
После обеда постница кипяточку с клюквой и с яблочной пастилой попила.
А время идет и идет. За послеобеденным кипяточком с клюквой, с пастилой тут и паужна.
Вздохнула купчиха, да ничего не поделать – постничать надо!
Поела гороху моченого с хреном, брусники с толокном, брюквы пареной, тюри мучной, мочеными яблоками с мелкими грушами в квасу заела.
Ежели неблагочестивому человеку, то такого поста не выдержать – лопнет.
А купчиха до самой ужны пьет себе кипяточек с сухими ягодками. Трудится – постничат! Вот и ужну подали.
Что за обедом ела, всего и за ужной поела. Да не утерпела и съела рыбки кусочек, лещика фунтов на девять.
Легла купчиха спать, глянула в угол, а там лещ. Глянула в другой, а там лещ!
Глянула к двери – и там лещ! Из-под кровати лещи, кругом лещи. И хвостами помахивают. Со страху купчиха закричала.
Прибежала кухарка, дала пирога с горохом – полегчало купчихе.
Пришел доктор – просмотрел, прослушал и сказал:
– Первый раз вижу, что до белой горячки объелась.
Дело понятно, доктора образованны и в благочестивых делах ничего не понимают.
Степан ПИСАХОВ

 

В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Кашира

В подмосковной Кашире будет восстановлен Никитский женский монастырь. Реставрационные работы в храмах обители проведут за счет средств Фонда порушенных святынь, а создание инфраструктуры на прилегающей территории возьмут на себя городской и областной бюджеты.
К территории монастыря будет обновлена дорога, обустроена смотровая площадка, произведено озеленение.
Работы планируется закончить к концу июня текущего года.  
Кизляр
В Прощеное воскресенье 18 февраля вооруженный преступник открыл огонь по прихожанам местного храма великомученика Георгия Победоносца, выходившим из церкви после вечернего богослужения.
Четыре женщины погибли на месте, ещё три пострадали и в тяжелом состоянии были доставлены в больницу, где одна из них позже скончалась.
К началу стрельбы в храме находилось около 500 человек. После первых выстрелов и криков были срочно закрыты двери, при этом преступник «ломился, стучался, стрелял». Вскоре подъехал наряд полиции, и завязалась перестрелка.
При задержании преступник ранил двух сотрудников правоохранительных органов и был убит. Убийцей оказался житель села Рассвет Тарумовского района Дагестана 22-летний Халил Халилов. При нём обнаружены ружье, патроны и нож.
Белград
22 февраля состоялась торжественная церемония передачи Сербской Православной Церкви мозаичного убранства главного купола Храма Святого Саввы.
Патриарх Сербский Ириней поблагодарил Россию и её лидера Владимира Путина за помощь в восстановлении храма.
Центральный сюжет купола – мозаичное панно "Вознесение Христово" – выполнили 70 художников из России и Сербии, руководил работами народный художник России Николай Мухин.
По поручению Президента России Владимира Путина с 2015 года Россотрудничество является генеральным координатором работ по оформлению внутреннего убранства храма. Финансирование осуществляется за счет внебюджетных средств, предоставляемых российскими компаниями, ведущими бизнес в Сербии. Предполагается, что все основные работы по оформлению не только купола, но и алтаря храма завершатся к 2019 году, когда будет отмечаться 800-летие автокефалии Сербской Православной Церкви.
В монтаже уникальных мозаик гигантского формата самое активное участие принимает коломенский художник Максим Харлов.
Женева
Корсунской епархии РПЦ передан храм при обители святого Маврикия в Швейцарии.
Аббатство святого мученика Маврикия, пострадавшего в конце III века вместе с дружиной во время гонений императора Максимиана, – древнейший монастырь Западной Европы, непрерывно существующий с 515 года.
По благословению правящего архиерея Корсунской епархии епископа Нестора и с согласия игумена и духовного собора обители в монастыре с недавних пор проводятся богослужения, возглавляемые клириками Московского Патриархата.
28 февраля был подписан договор о передаче в пользование Корсунской епархии монастырского храма во имя святого Апостола Иакова.
Согласно договору о безвозмездном пользовании, храм передаётся для проведения регулярных православных богослужений в юрисдикции Корсунской епархии Московского Патриархата сроком на 20 лет (максимальный срок единовременного предоставления культовых зданий по законам Швейцарской Конфедерации) с правом автоматического продления данного соглашения.
По сообщениям информагентств